«Ну что, какие новости с Триумфальной?» — задавали мы друг другу вопрос, собираясь на акцию «Стратегия 31 — Россия без Путина» в Юнион Сквер в Нью-Йорке. На улице был солнечный морозный день, в Москве 8 вечера. Новости вновь обнадеживающими не были. 30-го числа мне пришло смс от ребят из «Стратегии» в Москве с сообщением: «У нас обыски». «Вот гады», — ответила я. К моменту нашей акции стало известно о новых арестах. В солидарность со всеми, кто выходит 31 числа, мы не стали искать более удобное время и собрались в понедельник, в ланч, в рабочее время. Тем более приятно было видеть, что народу пришло довольно много, порой не хватало баннеров. Некоторые отпрашивались с работы, чтобы присоединиться к нам хотя бы на 20 минут. События последнего месяца — от приговора Ходорковского и арестов оппозиционеров до теракта в Домодедово — волновали нас всё последнее время и стали предметом оживленного обсуждения.
Общение происходило не только с прессой, но и с прохожими. Два эпизода запомнились особенно. Подошел высокий худощавый американец, плотно закутанный в одежду, защищающую от холода. На ломаном русском он сказал: «Вы делаете правильно. Я буду там тридцатый августа. Там будет дубинка». Показал первый палец и ушел. Второй эпизод произошел с ирландцем, который спросил меня: «Вы помните историю с отравлением Литвиненко?» Я ему ответила: «Да-да. Вот стоит его вдова», показывая на Марину. На его лице отразилось удивление. Он продолжил: «Я еще знаю историю (я слежу за событиями в России) бизнесмена, которого Путин надолго посадил». «Ходорковский?», — спросила я. «Да», — ответил он. Показываю на Павла: «Вот его сын». На его лице появилось выражение недоверия, после чего он быстро удалился.
Несмотря на сильный холод, мы стойко продержались более часа. Уходя, многие спрашивали, когда будет следующий выход, и просили не затягивать. Среди участников акции была Марина Литвиненко, вдова Александра Литвиненко, погибшего от отравления полонием в Англии. Она оказалась обаятельным и общительным человеком, в руках держала баннер с текстом: «Пока генералы катаются на яхтах, люди гибнут в терактах».
Настя Курбатова, потерявшая сестру — 13-летнюю Кристину Курбатову в «Норд-Осте», также пришла на акцию. Я дружу с Настей с тех пор, как в Лондоне был поставлен мой спектакль про «Норд-Ост» в 2006 году, когда она приезжала на премьеру. На её долю выпало много испытаний, но она сильный человек и умеет держать удар.
К нам присоединились две яркие личности — американцы: известный йог и правозащитник Паз и молодой актер Дэйвид Нэш. На баннерах можно было увидеть лозунги: «Терроризм служит Путину и его клану», «Путинская Россия — диктатура беззакония», «Лидеры российской оппозиции арестованы». Рядом с Павлом Ходорковским находился Павел Ивлев в маске МБХ с баннером: «Кто вы, мистер Путин: террорист или вор?»
Также среди участников акция был Александр Гольдфарб, а слева — адвокат Борис Кузнецов, представлявший интересы членов семей погибших подводников атомной подводной лодки «Курск». Хорошее завершение акции. Кстати, просить разрешение не нужно было вообще.