Генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы» Сергей Игоревич Рыбальченко обсудил, как меры поддержки семей с детьми влияют на рождаемость в стране. На прошлой неделе пресс-служба губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа отметила, что федеральные и региональные инициативы помогли увеличить рождаемость в регионе.
Как именно эти меры способствуют повышению рождаемости? В ЯНАО действует целостная система семейной политики, где с каждым ребенком поддержка возрастает, достигая максимума на третьем. С 2020 года за второго ребенка предоставляется региональный материнский капитал в размере 150 тысяч рублей, а за третьего и всех последующих — 500 тысяч рублей. Учитывая все федеральные и региональные выплаты, многодетные семьи получают около 3,5 миллиона рублей — самая большая поддержка в стране.
Важно, что эти меры носят универсальный характер и предоставляются всем семьям, а не только нуждающимся, что объясняет их высокую демографическую результативность. Меры, основанные на принципе нуждаемости, в основном влияют на социальные аспекты — снижают уровень бедности и повышают самообеспечение, но не способствуют росту рождаемости.
Рост рождаемости в ЯНАО явно связан с универсальными и масштабными мерами поддержки многодетных семей. Аналогичные результаты наблюдаются в Сахалинской области, где благодаря комплексной поддержке многодетных семей удалось достичь уровня воспроизводства населения. До введения этих мер рождаемость в регионе была ниже общероссийской. В настоящее время 40% поддержки семей с детьми на Сахалине направляется именно на многодетные семьи, и большинство мер также универсальны.
Дополнительно действуют адресные меры поддержки для определённых социальных групп. Например, в ЯНАО был введен «чумовой» капитал — те же 500 тысяч рублей на третьего и последующих детей, но для семей коренных малочисленных народов. Эта поддержка решает специфические проблемы многодетных национальных семей, для которых ипотека и кредиты не имеют значения.
Материнский капитал в традиционном его виде также доказал свою эффективность, способствуя росту рождаемости в стране. В то же время ежемесячное пособие на первого ребенка, зависящее от нуждаемости, улучшает благосостояние таких семей, но практически не оказывает демографического эффекта.
С учетом серьезной демографической ситуации меры поддержки должны оставаться универсальными, а также необходимо вводить новые, дополнительные меры для многодетных семей. Положительный опыт регионов с достаточными ресурсами для семейной и демографической политики, как в ЯНАО и Сахалинской области, это подтверждает.
Важно находить баланс между универсальностью и адресностью. Французская семейная политика служит хорошим примером такого баланса, основываясь на трех главных принципах: меры поддержки должны быть универсальными, семейными и социальными. Это сочетание стимулирует как социальный, так и демографический эффект, что позволило Франции достичь одного из самых высоких уровней рождаемости в ЕС.
Поддержка многодетных семей особенно важна, поскольку они находятся в группе с высоким риском бедности и неблагополучия. Это не связано с особенностями самих семей, а обусловлено необходимостью дополнительных ресурсов для воспитания нескольких детей. Для воспроизводства населения важно поддерживать многодетные семьи, и активная поддержка позволяет одновременно решать социальные и демографические проблемы.
Во Франции, например, более 40% всех инвестиций семейной политики направлено на поддержку многодетных семей. В России семейная политика сейчас находится на новом этапе: правительство активно работает над снижением уровня бедности и неблагополучия семей с детьми. В последние годы были введены различные федеральные меры, такие как пособия для беременных женщин, выплаты для семей с одним родителем и пособия на подготовку детей к школе.
В рамках нацпроекта «Демография» объем государственных инвестиций на поддержку семей с детьми увеличился в несколько раз. В 2021 году так называемый «семейно-детский бюджет» возрос с 0,6% до 1,25% ВВП по сравнению с 2019 годом, когда он оставался на уровне 0,5-0,7%.
Социальную поддержку семей с детьми можно подразделить на три основные группы: пособия и материальные выплаты, услуги для семей и налоговые льготы. Жилищные меры составляют отдельную четвёртую группу. В идеале три первых группы должны иметь примерно одинаковый объем инвестиций. Однако в России наблюдается перекос в сторону материальной поддержки, тогда как услуги и налоговые льготы значительно отстают.
Пособия на услуги зачастую оказываются более эффективными, чем прямые денежные выплаты, поскольку вовлекают в экономику минимум двух человек — родителя и няню. Это подтверждает высокая экономическая эффективность федерального проекта «Содействие занятости», который изначально предполагал обучение 150 тысяч нянь и поддержку их услуг.
Тем не менее, нужны инструменты поддержки и для родителей, такие как пособия на нянь и сертификаты дошкольника, которые уже внедрены в ряде регионов. Обмен успешным опытом между регионами также является важной частью национального проекта «Демография».
Не менее важно, чтобы в оценке доступности и эффективности мер семейной политики участвовали сами семьи. В 2019 году Общественная палата провела опрос, результаты которого уже привели к изменениям, таким как появление новых сервисов для родителей на портале госуслуг.
Будет разумно дополнить эти сервисы опросами для семей о востребованности мер поддержки. На Сахалине многодетные семьи уже много лет получают пособие на каждого ребенка до его совершеннолетия. Хотя размер этого пособия не велик — 2 500 рублей, опросы показывают, что многодетные семьи ценят эту меру и ставят её на второе место по влиянию на решение о рождении ребенка.
В то время как ежемесячные выплаты на ребенка до трех лет занимают лишь девятое место. При этом фактические затраты на реализацию этих двух мер почти идентичны. Возможно, стоит предоставить регионам больше свободы для регулирования соотношения мер поддержки с учетом только объема инвестиций и результатов.
Исследования репродуктивных планов населения, проводимые Росстатом раз в пять лет, также могут помочь в этом. Частота таких исследований должна увеличиваться, как минимум на региональном уровне, что позволит повысить эффективность мер поддержки.
В конечном итоге, необходимо, чтобы в каждом регионе действовали специфические меры поддержки, соответствующие запросам семей с детьми, при этом все они должны составлять единую систему.