Настройка взаимодействия с искусственным интеллектом: взгляд Владимира Грамматикова

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 38. Бабушка не для себя 17/09/2025 Сюжет Легендарные актеры и режиссеры кино Кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, президент форума «Бумеранг» Владимир Грамматиков. Кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ, президент форума «Бумеранг» Владимир Грамматиков. / Екатерина Чеснокова / РИА Новости

Владимир Грамматиков – нам он известен по таким фильмам, как «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Мио, мой Мио» и как креативный продюсер проектов из цикла «Последний богатырь». 83-летний режиссёр поделился с aif.ru своими мыслями о том, как идти в ногу со временем.

Во благо или во вред

Ольга Шаблинская, aif.ru: Владимир Александрович, вы отмечаете, что искусственный интеллект – это «круто». Честно говоря, я ожидала от вас других эмоций, возможно, что-то вроде «в наше время кино создавалось с душой, а теперь все делают машины…»

Владимир Грамматиков: Искусственный интеллект испугал многих: о боже, он заменит людей, какой ужас! Но я придерживаюсь совершенно противоположного мнения. ИИ не будет спрашивать нашего согласия, он придёт, понимаете, без разрешения. И уже активно проникает в нашу жизнь. Поэтому необходимо вести с ним диалог и выстраивать отношения.

Искусственный интеллект может быть применён на благо человечества, а может и на вред. Как атомная энергия может служить в мирных целях, так и ИИ. Всё зависит от того, как мы его воспримем и как будем с ним взаимодействовать.

Режиссер Владимир Грамматиков беседует с юными артистами перед началом съемок художественного фильма «Мио, мой Мио», 1987 г.Режиссер Владимир Грамматиков беседует с юными артистами перед началом съемок художественного фильма «Мио, мой Мио», 1987 г. Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

– Что послужило стимулом для всех этих размышлений? Почему вы, создавший столько любимых фильмов, начали задумываться об использовании ИИ в кино?

– Я часто взаимодействую с творческой молодёжью, подростками. На протяжении 20 лет мы проводим форум «Бумеранг»: в «Орлёнок» приезжают дети со всей страны, которые сами создают фильмы – игровые, документальные, а также анимацию и телевизионные программы. По энергии это как братская ГЭС, правда!

Несколько лет назад – это было ещё до появления искусственного интеллекта – я заметил, как молодёжь активно внедряет новые технологии. Потрясающие камеры, монтажные столы, возможность создавать спецэффекты, работать со звуком… Мы начали проводить мастер-классы: да, технологии открывают новые горизонты. Но именно голова, душа и сердце определяют уровень творчества. Успех возможен только при синтезе, когда современные технологии сочетаются с личными творческими поисками. Затем я собрал совет «Бумеранга» и предложил: пока никто другой этим не занимается, давайте сами создадим навигационные карты для подростков по искусственному интеллекту. И мы это реализовали.Владимир Грамматиков.Подвиг мамы. Владимир Грамматиков рассказал о послевоенном детстве Подробнее

«Дурное влияние Михалковых»

– Когда вы были подростком, Никита Михалков оказал значительное влияние на ваш выбор профессии, не так ли? Когда вы впервые его увидели, подумали, что это мальчик из знаменитой семьи?

– Нет, мы были соседями, познакомились, когда нам по 7 лет. После переезда из Свердловска в Москву наша семья 40 лет жила на одной лестничной клетке (дверь в дверь) с Михалковыми. Более того, я часто бывал у них на даче на Николиной Горе. До службы в армии мы были очень близки с Никитой. Наталья Петровна испытывала ко мне некоторую симпатию – я умел исправить телевизионную антенну. У них на телевизоре антенна всегда выскакивала сзади, а я знал, что нужно подпаять и подкрутить. У Натальи Петровны это вызывало огромный восторг, я это прекрасно помню.

– Неудивительно, что с такими задатками вы поступили в МВТУ имени Баумана, где всегда был огромный конкурс…

– Да, на техническую специальность. Факультет радиоаппаратуростроения. Тогда это было модно. Но, видите, я проучился там 2 года, а потом ушёл. Это было очень драматично. Когда я сказал отцу о намерении поступать на режиссёра, он в ответ: «Никогда в жизни, Володя. Получи диплом, а потом можешь уходить в клоуны». Для него это был шок. И дурное влияние семьи Михалковых.

– Так и было?

– Да, так и было. Если бы мы не поселились рядом, я бы никогда не узнал ничего о кино, режиссуре или актерском мастерстве.

Никита Михалков и Инна Чурикова в фильме «Тучи над Борском», 1960 г.Никита Михалков и Инна Чурикова в фильме «Тучи над Борском», 1960 г. Фото: Кадр из фильма

– Но у Михалковых тоже не киношная семья. Папа – писатель, поэт Сергей Михалков. Мама – поэтесса-переводчица Наталья Кончаловская.

– Не киношная. Но Андрон уже учился на режиссёрском факультете ВГИКа в мастерской Ромма. В их доме постоянно бывали Тарковский, Шпаликов. Мы с Никитой всё это наблюдали. В итоге он целенаправленно пошёл на режиссуру к Ромму после «Щуки» (Театральный институт им. Бориса Щукина. –Ред.) и стал снимать значительно больше, чем требовалось. Это уже была настоящая страсть. Помню, Никита начинал сниматься в фильме «Тучи над Борском» и приехал с завитками. (Фильм режиссера Василия Ордынского 1960 года. Никита Михалков играл пионера Петю, «отца Никона» в антирелигиозной сценке школьников. – Ред.) Я засмеялся: «Никита, какая у тебя прическа». Он ответил: «Володя, это щипцы, их греют, а потом волосы закручивают». Представляете, раньше я их не видел!

– Отец вас простил за выбор профессии режиссёра?

– Не сразу. У меня вообще началась сложная жизнь. Бронь технического вуза закончилась, и меня сразу призвали в армию. Я последний, кто служил 3 года. С 1963-го по 1966-й. Сопровождение особо секретных грузов. Товарный состав, который движется без остановок. И ты на посту 9 часов между вагонами, температура минус 35, скорость 60 километров в час. Пристегивался ремнём, потому что на железной дороге тебя может выбросить где-то под Красноярском, долго потом искать будут. И автомат тоже пристёгивался. И орал, чтобы не замёрзнуть. Иначе – труба. Околеешь между вагонами. А потом я 5 лет поступал на режиссёрский, прежде чем меня приняли.

А отец… Лет 7 он со мной практически не разговаривал. И мой дебют «Усатый нянь» он не понял.В фильме нам показывают уютные кривые переулочки Ивановской горки.Усатый «нянь» на Ивановской горке. Как Грамматиков снимал свой первый фильм Подробнее

– Ваша первая комедия стала одним из лидеров кинопроката, собрав 43 миллиона зрителей. Как вы заставляли всех этих детей делать в кадре то, что вам нужно?

– Вы подняли важную тему. Даже наши великие детские режиссеры, такие как Ролан Быков, Илья Фрэз, Боря Рыцарев, не оставили методологии работы с детьми в кино. (Быков снял фильмы «Чучело», «Айболит-66»; Илья Фрэз – «Вам и не снилось…», «Приключения жёлтого чемоданчика»; Борис Рыцарев – «Принцесса на горошине», «Волшебная лампа Аладдина», «Иван да Марья». – Ред.)

Мне часто говорили о «Усатом нянь»: «Какие потрясающие реакции у детей!» Хотите, открою секрет? Я произносил: «Мотор!» – а потом надевал ночной горшок на голову. И у меня дети от души смеялись. Работать с детьми в кино – это всегда индивидуально и очень деликатно.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы