На прошлой неделе общественность была взбудоражена внезапными обысками американских спецслужб в вашингтонских домах, принадлежащих близким Олега Дерипаски. Сам Олег Владимирович прокомментировал оперативные мероприятия в присущем ему вольном стиле, но нам интересно знать истинную подоплеку происходящего. А подноготная ни у кого в США сомнений не вызывает: за маловразумительными действиями спецагентов стоят интересы американского алюминиевого гиганта Alcoa и лоббистские усилия сына действующего президента США, Хантера Байдена.
Начну с Байдена-младшего. Известно, что у Хантера потрясающий конъюнктурный нюх, он безошибочно определяет самые горячие и востребованные темы, на которых можно неплохо заработать. Хантер, напомню, был одним из главных охотников за шальными деньгами в Украине, когда легион американских консультантов входил в Советы директоров украинских компаний и щедро оплачивался тамошними олигархами за ничегонеделанье. Та история чуть не стоила Джо Байдену кресла президента, но замяли. Хантер был замечен и в финансовой иракской эпопее, когда пытался стать посредником в кейсе со снятием блокировки с иракских денег. Что в Ираке, что в Украине, получилось коряво, но сегодня Байден-мл. представляет собой яркий образчик слияния большой политики с большими капиталами.
Недавно обнародованные данные с личных ноутбуков Хантера добавили деталей к еще более давней истории, связанной как раз с РУСАЛом и Олегом Дерипаской. Как утверждает New York Post, в 2011 году Хантер, прикрываясь связями отца, предлагал американской алюминиевой компании Alcoa некие финансовые сведения, связанные с нашим бизнесменом. В письмах к Alcoa Хантер говорил о «статистическом анализе политических и корпоративных рисков, сетей элит, связанных с Дерипаской, основателем РУСАЛа». Глобальный рынок алюминия жестко поделен, игроки в нем наперечет и прекрасно знают друг друга. Зная это, Хантер пытался продать те же, якобы, сенсационные данные китайским компаниям, которым российский алюминиевый гигант давно стоит поперек горла в Гвинее. Вот только цена была какая-то несолидная: по сведениям New York Post, Байден-мл. просил за свои «секретные» сведения всего от $25 тыс до $50 тыс. Но то ли информация была «несвежей», то ли денег на байденовскую лапшу пожалели, одним словом, никто на ту клюкву не купился.
Хантер Байден, как человек глубоко интегрированный в политические процессы, выбрал РУСАЛ в качестве объекта для анализа и предложил свои услуги Alcoa отнюдь не случайно. Не секрет, что американские власти больше 20 лет ведут открытую борьбу с Дерипаской с целью устранить РУСАЛ с глобального алюминиевого рынка как одного из ключевых конкурентов Alcoa. Еще в 2003 году американцы пытались склонить Дерипаску к «сотрудничеству», предприняв несколько безуспешных попыток. Осознав неуступчивость Дерипаски, заокеанские спецслужбы сменили тактику и перешли в наступление, что называется, по всем фронтам. Сначала лишили Дерипаску американской визы, потом принялись сооружать различные преграды на пути РУСАЛа, наконец в 2018 году пустили в ход свое главное оружие – санкции, призванные окончательно похоронить РУСАЛ. Как мы знаем, все эти попытки провалились: РУСАЛ стал не только сильным, но и незаменимым участником международной экономической деятельности, а его остановка привела к параличу ключевых европейских потребителей. Европейцы громко встали на защиту нашей компании, и в итоге санкции американцы были вынуждены снять. Вот только желание сломить конкурента никуда не делось.
Теперь мы сталкиваемся с картинными обысками пустующих домов, сливом «компромата» и голословными, не имеющими под собой никаких оснований, обвинениями в подкупе и коррупции. Цель же осталась прежней.
Вы правы: если бы Дерипаска вкладывал сотни миллионов долларов в Кливленд и Канзас, покупал спортивные клубы в Нью-Джерси или финансировал музеи в Нью-Йорке, как это делают мечтающие понравиться Госдепу бизнесмены, вопросов бы у американского правительства не возникло, и Дерипаска оказался бы в списке уважаемых предпринимателей. Но Дерипаска, вот незадача, вкладывает деньги в развитие Красноярска и Ачинска, в развитие Сибири и в инфраструктуру России в целом. А таких людей Конгресс США смело записывает в санкционные списки, прикрываясь надуманной политической повесткой. В этом смысле любой российский рестрикционный перечень превращается в список людей, которые вкладываются в развитие России и не идут на поводу у Запада.