Нам, русским за границей, иностранцы ни к чему. Слова из песни Бориса Гребенщикова.
В минувший вторник, 3 марта 2009 года, я и мои коллеги стали свидетелями удивительного признания депутата Государственной Думы Сергея Маркова, члена российской делегации в ПАСЕ. Это событие произошло во время видеоконференции между Москвой и Вашингтоном, где я выступала в роли модератора. Мы обсуждали методы информационных войн в 21 веке, опираясь на примеры информационных кампаний, сопровождавших военные и экономические конфликты последних лет: Вторая ливанская война 2006 года, Пятидневная война в Грузии в августе 2008 года, военная операция Израиля в Газе в начале 2009 года, газовые конфликты между Украиной и Россией и другие.
Во второй половине дискуссии я спросила американского специалиста по информационным технологиям Джеймса Льюиса, почему американские СМИ всегда обвиняют Россию в кибератаках на правительственные сайты других стран. Это было актуально в 2007 году, когда хакеры «завалили» правительственные сайты Эстонии во время конфликта вокруг памятника Бронзовому солдату. Не так давно Los Angeles Times также упоминала об атаке российских хакеров на систему Министерства обороны США.
Господин Льюис пошутил, что в Вашингтоне традиционно винят в этом Китай и Россию, даже сложилась шутка, что если у вас заболела собака, то в этом виноват Китай. Он отметил, что действительно тяжело сразу определить и доказать источник той или иной кибератаки. Однако у эстонского руководства были причины полагать, что атаки исходили из России. Существуют методы определения источника атак, но такая информация редко становится публичной из соображений безопасности.
– По поводу кибератаки на Эстонию… Успокойтесь, эту атаку сделал мой помощник, – огорошил всех депутат Государственной Думы Сергей Марков. – Я не скажу его фамилию, потому что у него могут возникнуть проблемы с визой.
Реакция на это признание была впечатляющей. В зале РИА в Вашингтоне, где собрались представители американских научно-исследовательских институтов и организаций, следящих за свободой слова, раздался нервный смех.
– Он сделал это чисто случайно, – продолжал Сергей Марков. – Он в то время находился в одной из непризнанных республик. Дело происходило 9 мая, эстонское правительство смахивало на поддержку нацистов, и они (предположительно, помощники депутата) решили: «Надо что-то сделать плохое этим фашистам». В итоге они заблокировали несколько сайтов. Ни по чьему приказу это не делалось. Они не знали, что делать дальше, и позвонили мне: «Что делать теперь? Мы заблокировали эстонские сайты». Я сказал: «Давайте сообщим об этом информационным агентствам».
– Получается, что это чисто реакция гражданского общества, – подвел итог Сергей Марков. – И, кстати, таких случаев будет все больше. Информация об этом в России прошла мимо, однако американцы были потрясены. Депутат Государственной Думы открыто признается, что его помощник «хакнул» эстонские правительственные сайты и даже защищает его, скрывая имя, в то время как в нескольких странах ЕС уже приняты поправки в уголовное законодательство для ужесточения наказания за интернет-атаки. Например, в Германии DDoS-атаки могут повлечь лишение свободы на срок до 10 лет.
Член российской делегации в ПАСЕ Сергей Марков, безусловно, знал, что вопрос борьбы с кибератаками рассматривался на ПАСЕ уже в 2007 году. Известно, что комиссар прокремлевского молодежного движения «Наши» Константин Голоскоков был объявлен нежелательной персоной в 27 странах ЕС и в США за признание в организации DDoS-атак на эстонские сайты. «Таким образом, мы с ребятами выразили протест против политики государственного фашизма, проводимой руководством Эстонской Республики», – цитировала его СМИ.
Сергей Марков, похоже, не осознавал, что его признание связано с работой с человеком, который по законам ЕС совершил уголовное преступление. Возможно, он исходил из того, что в России нет уголовного наказания за хакерские атаки. Но речь идет об интернет-атаках на правительственные сайты другого государства, где за подобное преступление человек несет уголовную ответственность.