На этой неделе в Вашингтоне несколько ведущих аналитических центров обсуждали, как администрация Барака Обамы будет решать проблему с Ираном. Сделанные выводы указывают на то, что Америка, по сути, смирилась с тем, что Иран может стать ядерной державой, и будет искать пути взаимодействия с ним.
Дискуссия о том, насколько близко подошел Тегеран к созданию ядерного оружия, состоялась в Американском институте предпринимательства, одном из самых влиятельных «мозговых центров» неоконсерваторов. Гари Милхолин, который 20 лет возглавляет проект по контролю за ядерным оружием в Висконсине, открыл обсуждение, заявив: — Сегодня у Ирана достаточно низкообогащенного урана, чтобы создать ядерную бомбу за два-три месяца.
На вопрос о том, почему спецслужбы дают очень разные прогнозы по поводу времени создания Ираном ядерной бомбы (от месяца до трех-пяти лет), Милхолин признался, что ему это непонятно. Ссылаясь на доклад МАГАТЭ от 19 ноября 2008 года, он отметил, что Иран уже произвел 425,9 кг низкообогащенного урана, который можно обогатить за два-три месяца до 3,8%, получив 16,2 кг урана-235, необходимого для создания атомной бомбы.
— 16 кг достаточно для изготовления имплозивной бомбы, чертежи которой доступны на черном рынке ядерного оружия, — пояснил профессор. Он также добавил, что в последнем докладе МАГАТЭ говорится о том, что Иран производит 48,3 кг низкообогащенного урана в месяц. При дальнейшем обогащении это даст 1,8 кг урана-235. Следовательно, к июню 2009 года у Ирана будет достаточно оружейного урана для создания двух атомных бомб, а к ноябрю 2009-го — трех. По мнению Милхолина, Иран, скорее всего, подождет, пока накопит достаточное количество для производства сразу нескольких бомб.
Большинство американских экспертов, занимающихся Ираном, считают, что у США нет возможности решить иранскую проблему военным путем. Это связано с недостаточным количеством данных о местонахождении ядерных объектов Исламской республики. Милхолин выразил мнение, что удар по Ирану был бы «шагом в темноту». Бывший посланник США в ООН Джон Болтон также сомневается в возможности Израиля провести военную операцию. «Если они решатся на это, то нужно делать до 20 января (даты инаугурации Обамы). Позже это будет маловероятно», — отметил он.
Между тем, группа экспертов из Института Брукингса и Совета по международным отношениям разработала рекомендации для администрации Обамы, опубликованные в 288-страничном докладе «Восстанавливая баланс: стратегия следующего президента США на Ближнем Востоке». Эксперты пришли к выводу, что политика «кнута и пряника», применяемая Ираном последние 30 лет, не может принести положительных результатов. Изолировать такую большую и влиятельную страну, как Иран, практически невозможно. Только США смогли заморозить отношения с Тегераном, в то время как Европейские государства, Россия и Китай продолжали сотрудничество с Ираном, несмотря на резолюции СБ ООН.
Сюзан Малоуни и Рэй Тэкей, ведущие иранисты, считают, что администрации Обамы важно строить отношения с Ираном аналогично тому, как это делал Ричард Никсон с Китаем. «Подход Никсона заключался в признании реальности растущей китайской державы и начале переговорного процесса, что помогло получить помощь Китая во Вьетнаме и в стабилизации Восточной Азии», — утверждают авторы доклада.
В документе также указано: «Исламская республика — не нацистская Германия с ее амбициями; скорее, Иран — оппортунистская держава, желающая доминировать среди соседей в регионе Залива». Эксперты считают, что жизнеспособной моделью встреч с Ираном станет признание его растущей мощи, а целью переговоров — формирование рамок для регулирования его влияния.
По мнению участников проекта, ядерный Иран не более опасен, чем ядерный Пакистан с его нестабильной властью и террористами на границе с Афганистаном. Авторы предлагают разделить переговоры с Ираном на четыре направления: дипломатические отношения, ядерная проблема, безопасность в Персидском заливе и арабо-израильский конфликт. Эти направления должны оцениваться независимо друг от друга, чтобы неудачи в одном не остановили процесс в других. Для восстановления отношений США и Иран должны взять на себя определенные обязательства, что приведет к постепенному снятию американских санкций и размораживанию иранских счетов. Процесс будет медленным, но покажет Ирану, что США заинтересованы в восстановлении отношений, а не в смене режима.
Одним из первых шагов может стать подписание заявления о принципах, аналогичного Шанхайскому коммюнике 1972 года, где будут очерчены общие цели и пути нормализации отношений. Президент США должен вести переговоры о ядерной программе Ирана в многостороннем формате, основываясь на Договоре о нераспространении ядерного оружия. Ирану будет предоставлена ограниченная возможность обогащения урана при строгой системе контроля, включая постоянное присутствие инспекторов МАГАТЭ на ядерных объектах и полную прозрачность атомной энергетики.
Эксперты советуют установить жесткие сроки для переговоров. Авторы доклада полагают, что и Иран, и США заинтересованы в стабилизации ситуации в Афганистане и Ираке. Мир в Ираке необходим Обаме для вывода войск к 2011 году. Для Ирана легитимное правительство в Багдаде означает возможность расправиться с баасистами и интегрировать умеренных суннитов в власть, где доминируют шииты. Иран, как главный торговый партнер Багдада, может помочь в восстановлении инфраструктуры шиитских регионов Ирака.
Традиционная агрессивность Ирана по отношению к Израилю станет главной проблемой в переговорах. Участники проекта считают, что новый президент США должен сразу объяснить Ирану, что воинственный настрой против Израиля приведет к потере всех привилегий. Ричард Хаас пояснил, что использование Ираном ядерного оружия против Израиля приведет к немедленному ядерному ответу со стороны США. Главный вопрос заключается в том, готов ли Иран начать новые отношения с США, на который невозможно ответить без предварительного предложения Ирану.
Полная версия текста была опубликована в газете «Коммерсантъ» 4 декабря 2008 года.