Тема передачи «Музейные палаты», состоявшейся 7 августа, была посвящена выставке «Музы Монпарнаса» в ГМИИ им. Пушкина. Гостем передачи стал Алексей Петухов, соратник выставки и старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. В этой экспозиции есть нечто героическое, но не связанное с феминизмом. Собрать, в условиях пандемии, локдаунов и прочих ограничений, произведения искусства из разных музеев, галерей и частных собраний России и Франции – задача непростая.
Муза, как известно, понятие двоякое. Это может быть как та, что творит сама, так и та, что вдохновляет на творчество. Главное в этой экспозиции – это женщины, относящиеся к первой категории, то есть создающие сами. Когда-то центром европейской художественной жизни был Рим, однако во второй половине XIX века его место занял Париж, став единственным местом, где женщины могли получать художественное образование, пусть и не в государственных институтах, а в частных школах, что объясняет большое количество «муз».
Некоторые дамы приезжали сюда из России, предваряя выставку живописными и графическими работами Александры Экстер, Любови Поповой, Надежды Удальцовой – тех, кого позже стали называть «амазонками авангарда». Среди учениц скульптурных школ также встречаются представительницы России. В числе показанного – работы Надежды Крандиевской, Веры Мухиной, Анны Голубкиной, а неподалеку находятся «Вальсирующие» Камиллы Клодель. Не обошлось и без менее известных имен, таких как уроженка Бессарабии Лидия Лузановская, которая после присоединения Бессарабии к Румынии начала изучать изобразительное искусство в Бухаресте, а затем перебралась в Париж. Еще одно интересное имя – Хана Орлова, которая прошла путь из Российской империи в Палестину, а оттуда в Париж, став во Франции известным художником и кавалером ордена Почетного легиона.
В Париже женщины не только обучались живописи и скульптуре, но и создавали собственные объединения, такие как Салон женщин художниц и скульпторов, основанный в 1881 году. Среди заметных его представительниц – художница Жаклин Марваль, Ромен Брукс, которая влилась в парижский художественный круг в качестве американки, и Мела Мутер, художница польского происхождения.
Елизавета Кругликова побывала в Париже после обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, и ее автопортрет принадлежит именно к этому времени. Здесь же представлены работы датчанки Герды Вегенер, известные под названием «Похищение Европы», испанки Марии Бланшар и, конечно, Мари Лорансен, не требующей представления. Активно участвует в выставке и Мария Васильева, ученица студии Матисса, с произведениями как живописи, так и декоративно-прикладного искусства.
Соня Делоне, уроженка Одессы, пришла к абстракции в Париже, создавая в основном прикладные вещи. Ее эскизы одежды и тканей также найдут место на выставке. Интересное новое имя – Вера Пагава, представительница грузинского княжеского рода, эмигрировавшая вместе с семьей после установления советской власти в Грузии. На выставке представлены две ее работы.
Что касается муз-вдохновительниц, часть из них изображена исключительно как героини картин своих мужей и родственников. Это любопытно, но целесообразность их присутствия в экспозиции вызывает вопросы. Тем не менее, некоторые из них также творили и сами, хоть и вошли в историю больше как подруги известных художников. К таким относится Дора Маар, начала с фотографии, а под влиянием Пабло Пикассо обратилась к живописи, и Жанна Эбютерн, трагическая подруга Модильяни, оказавшаяся крепким графиком, хотя в живописи выглядела подражательной.
Несмотря на неожиданность, имя Алисы Эрнестин Прен знакомо, но «Кики с Монпарнаса» – это уже другое дело. Она позировала многим художникам, а затем увлеклась живописью, создав некоторые работы в наивном стиле. Кики написала, среди прочего, портрет Сергея Эйзенштейна, ныне хранящийся в Музее кино.
Это далеко не все представленные работы и имена, особенно сложно показать застекленную графику. Выставка «Музы Монпарнаса» в ГМИИ, в здании Галереи искусства XIX-XX веков, продлится до начала октября.
Текст: Татьяна Пелипейко