В процессе обсуждения заметки о Петербурге выяснилось, что у многих людей в голове вместо мозгов опилки, и они не демонстрируют даже зачаточных признаков активности. Тема вмешательства журналистов в события актуальна уже более ста лет, и не грех обсудить её. Каждый отвечает на этот вопрос по-своему, как и в жизни делает выбор сам.
Посмотрите на фотографию. Она сделана в 1994 году в Африке. Фотограф Кевин Картер (ЮАР) получил за неё Пулитцеровскую премию в том же году. На снимке голодающий ребенок, умирающий на солнцепеке, к которому подбирается стервятник. Эта известность принесла Картеру не только славу, но и трагедию — после вручения премии его подвергли травле, доведя до самоубийства. Многие считали, что он должен был спасти ребенка. Это эмоционально, и, возможно, правильно. Но мог ли Картер спасти всех детей, лежащих на солнце? Для меня это остается вопросом. Думаю, что не мог. Его задача заключалась в том, чтобы показать обществу ужас происходящего, а общество могло отреагировать или замолчать, вместо того чтобы решать проблему, затравив журналиста.
В 2007 году вышел короткометражный фильм «Одна сотая секунды», в котором ставится тот же вопрос: должен ли журналист вмешиваться или выполнять свою работу. Посмотрите этот фильм, почитайте обсуждение того времени.
Другой пример из недавней истории. На сайте New York Times появилось видео избиения человека толпой в 200 человек до смерти. Это произошло в южноафриканском городе Диепслуте. Убитый Фарай Куджирикита был ложно обвинен в воровстве, и на момент избиения это никому не было известно. Журналиста Голдена Мтики также обвинили в том, что он не остановил линчевателей. Общество считает, что вместо выполнения своей работы журналист должен был вместе с жертвой погибнуть, не информируя о случившемся.
Большинство правил крупных изданий утверждает, что «журналист не является участником событий, не вступает в конфликт на чьей-либо стороне и остается нейтральным, если это не угрожает его жизни или жизням окружающих». Журналист не профессиональный спасатель и должен вызвать соответствующие службы, а после этого выполнять свою работу. Это не означает, что журналисты остаются в стороне от событий. Когда необходимо вынести раненых или помочь людям, многие из них делают это в первую очередь, а уже потом берут камеру. Основная задача журналиста — информировать общество.
Наше оружие — это камера и текст, который мы можем отправить в редакцию или опубликовать в блоге. Чем больше людей увидят кадры, подобные представленным выше, тем выше вероятность, что они постараются предотвратить подобное в будущем. Это вопрос к обществу: готовы ли его члены не обвинять журналистов в том, что они снимают существующий порядок вещей, а бороться с ним и прикладывать усилия к изменениям.
Журналисты выступают раздражающим фактором, показывающим жизнь такой, какая она есть — без прикрас и розовых очков. Для многих это тяжелое зрелище, разрушает их мироощущение. Подобные истории не новы. Константин Симонов в книге «Разные дни войны. Дневник писателя» обсуждает тот же вопрос: нужно ли фотографу снимать старика-беженца, который уносит свои пожитки. Должен ли он помочь или просто делать свою работу? Нравственно ли это в таких условиях? Рекомендую прочитать эту книгу о войне и работе журналиста. Это честный рассказ на три сотни страниц.
Журналист — это не тот, кто имеет эмоции относительно событий. Это человек, который должен информировать общество об этих событиях. Запомните это. Только тогда журналист выполняет свою функцию. Если журналист может повлиять на события и изменить их, он это делает, но в каждом случае это его выбор и его ответственность. Журналистика — это совесть нации. А народ, который закрывает глаза на свою совесть, сталкивается с огромными проблемами.
