Фото: портал мэра и правительства Москвы
Москва была признана лидером среди российских городов по уровню развития туристической экономики, согласно информации портала мэра и правительства столицы.
Исследование провели специалисты столичного комитета по туризму и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Они изучили влияние туристической отрасли на другие сектора экономики города. По результатам анализа, туристическая индустрия демонстрирует значительный мультипликативный эффект и способствует дополнительному потреблению более чем в 40 отраслях.
Кроме того, спрос, сформированный благодаря туризму, способствует созданию рабочих мест, а каждый рубль, инвестированный в развитие гостиничного бизнеса, приносит экономике города 3,12 рубля.
Мультипликативный эффект от туристической сферы в Москве также превышает средние показатели по стране. Мультипликатор валовой добавленной стоимости (ВДС) для общего сектора туризма в России составляет 3,40, что означает, что рост ВДС в туризме на 1 миллион рублей приводит к увеличению ВДС в связанных областях на 2,40 миллиона. В Москве этот показатель равен 3,85.
Кроме того, мультипликатор занятости в России в целом составляет 3,55, что подразумевает, что одно рабочее место в туристической отрасли создает 2,55 рабочих мест в смежных секторах. В Москве этот показатель достигает 4,30.
Налоговый мультипликатор, благодаря вовлеченности высоконагруженных производств, в первую очередь по НДФЛ, социальным взносам и НДС, равен 3,0, в то время как для столицы он составляет 3,18.
Ольга Нечаева, начальник управления программно-целевого планирования комитета по туризму Москвы, отметила, что высокие показатели обусловлены не только увеличением туристического потока, но и ростом экономической активности посетителей города.
«Увеличение конечного спроса на туристические услуги запускает цепную реакцию в смежных отраслях, усиливая общий мультипликативный эффект. Это подчеркивает, что туризм на сегодняшний день высоко интегрирован в финансовую систему города и представляет собой важный его элемент», – добавила Нечаева.
Марсель Салихов, директор Центра экономической экспертизы ИГМУ НИУ ВШЭ, добавил, что оценка вклада туризма в экономику осуществляется при помощи мультипликативных эффектов. Это значение показывает, как увеличение производства в одной отрасли приводит к росту в смежных секторах экономики.
Кроме того, мультипликатор демонстрирует совокупные изменения, происходящие в валовой добавленной стоимости, занятости, налоговых поступлениях и других аспектах. Такой подход позволяет учитывать прямое влияние, а также косвенные и индуцированные эффекты.
Эксперты ИГМУ НИУ ВШЭ оценивали экономический эффект от развития туризма на основе семи отраслевых мультипликаторов для каждого из основных сегментов туристической деятельности – гостиничного сектора, общественного питания, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, туристических агентств и операторов, а также музеев и культурных учреждений.
Ляйля Синятуллина, директор Центра анализа деятельности органов исполнительной власти ИГМУ НИУ ВШЭ, подчеркнула, что туристический сектор невозможно рассматривать в отрыве из-за его воздействия на смежные отрасли.
«Туризм не только является непосредственным потребителем ресурсов, но и формирует цепочки производственных и потребительских связей, вовлекая в экономический оборот множество поставщиков», – пояснила Синятуллина.
За последние пять лет в Москве значительно возросло количество туристов с доходами, превышающими средний уровень на 2–2,5 раза. В 2019 году их число составило 3,4 миллиона, а в 2024 – 5,1 миллиона. Столица также продолжает оставаться востребованным международным направлением как для командировок, так и для индивидуальных путешествий. Кроме того, продолжительность пребывания туристов в городе увеличилась на 2–5 дней, что также способствует дополнительному потреблению.
Расходы отечественных путешественников растут на 15% быстрее инфляции за последние пять лет, а по сравнению с 2010 годом объемы индустрии и доходы бюджета увеличились более чем в 2,8 раза. С 2019 года также возросли реальные расходы туристов во время поездок.
Нечаева отметила, что это связано не только с ростом цен. По ее мнению, туристы стали тратить больше, выбирая более качественные услуги и варианты проживания.
Ранее стало известно, что в столице 1 октября пройдет встреча «Туриндустрия Москвы: технологии на службу бизнеса», приуроченная ко Всемирному дню туризма. Мероприятие будет посвящено использованию технологий и автоматизации в туристическом секторе.
Гостям предложат обзор трендов, цикл коротких лекций с экспертами по внедрению и использованию технологий, а также воркшоп по работе с нейросетями. Кроме того, планируются B2B-встречи с представителями IT-компаний, на которых участники смогут провести деловые переговоры. Они также смогут совершить VR-прогулку по столице в специальной зоне.
Источник: m24.ru