Автоэксперт поделился информацией о предстоящих изменениях в экзаменах на получение водительских прав
Фото: depositphotos/Daxiao_Productions
Министерство внутренних дел России в скором времени собирается внести коррективы в процесс сдачи теоретического экзамена на получение водительских прав. Эти изменения не позволят «зазубривать» тестовые вопросы и потребуют более глубокого осознания правил дорожного движения, отметил автоэксперт Дмитрий Попов в интервью Москве 24.
Он прокомментировал информацию о том, что Национальный автомобильный союз (НАС) предложил возможность сдачи экзамена на получение прав без предварительного обучения в автошколе. Президент НАС Антон Шапарин выразил мнение, что современная подготовка водителей не соответствует необходимым стандартам, и добавил, что теоретический экзамен с первого раза проходит всего около 40% учеников автошкол.
«В России существовала ситуация, когда параллельно с автошколами действовал экстернат, и было показано, что водители, обучавшиеся самостоятельно, чаще нарушают правила и попадают в аварии. Это и стало причиной отказа от экстерната в пользу автошкол», – напомнил Попов.
Он пояснил, что в текущей концепции подготовки водителей тем, кто прошел обучение, выдают удостоверения о получении квалификации водителя. Таким образом, процесс обучения носит профессиональный характер, а не является дополнительным курсом или факультативом.
«В списке профессий, для которых не допускается исключительно онлайн-обучение, находятся и водители. Это означает, что часть занятий должна проводиться в очном формате», – уточнил эксперт.
Также он отметил, что низкий процент успешных сдающих теоретический и практический экзамены с первого раза не является основанием для отказа от автошкол. Специалист акцентировал внимание на том, что в восприятии правил дорожного движения участниками движения и представителями контролирующих органов существует множество интерпретаций и вариаций. Недостаток единства в этом вопросе – одна из причин, почему экзамен может быть сложным, указал Попов.
«Поэтому вместо предложенной инициативы необходимо модернизировать экзаменационную процедуру, чтобы результаты были более достоверными относительно качественной подготовки водителей. Следует изменить экзамен так, чтобы экзаменатор не мог выносить субъективное мнение», – добавил специалист.
Он также считает важным снизить коммерческий аспект экзамена, который оказывает влияние на его результаты, и усилить контроль за автошколами. По его мнению, в настоящее время отсутствует надзор.
Попов подчеркнул, что Министерство просвещения должно провести широкую проверку автошкол на предмет качества выполнения программ подготовки водителей. Когда это будет реализовано, возникнет достоверное представление об обучении граждан, уверен он.
«Существует приказ № 808 Министерства просвещения, который детально описывает программы подготовки водителей с почасовым расписанием по темам и количеству часов на каждую из них. Эти программы аналогичны, например, программам по математике и физике в школе», – уточнил Попов.
Эксперт добавил, что в нем расписаны все нормативно-технические, нормативно-правовые и организационные требования к самой автошколе, выполнение которых необходимо подтверждать при лицензировании и проверке учебно-материальной базы сотрудниками ГАИ. По мнению Попова, это обширный набор правил, однако контроль за их соблюдением не осуществляется.
«Если мы модернизируем экзамен и сделаем его более достоверным и честным, мы создадим спрос на качественную работу преподавателей и инструкторов», – заверил автоэксперт.
При этом он отметил, что данное предложение не подразумевает отказ от автошкол.
«Люди получают профессию. Вряд ли можно ожидать, что к врачебной практике будут допущены те, кто обучался самостоятельно. Риски, между прочим, одинаковые: в обоих случаях мы имеем дело с угрозой безопасности жизни граждан», – заключил Попов.
С 1 марта 2026 года в России вступят в силу новые правила обучения водителей. Согласно нововведениям, получать права можно будет не только в автошколах, но и на автобазах, в автобусных и таксомоторных парках, а также в транспортных компаниях.
Кроме того, увеличится время, отведенное на практическую подготовку водителей. В частности, обучающимся на автомобиле с механической коробкой передач будет предоставлено 58 часов вместо 56. Тем, кто выбирает «автомат», отведут 56 часов вместо прежних 54.
В РФ штраф за отказ остановиться по требованию инспектора увеличен до 10 тысяч рублей
Источник: m24.ru