Кадры из фильмов: «Москва слезам не верит», «Волга-Волга», «Свинарка и пастух», «А я шагаю по Москве», «Не родись красивой». Коллаж АиФ
Снимать в городской среде, а не строить декорации, стало практикой для режиссеров с самого начала возникновения кино. В России Москва часто служила такой «декорацией», так как здесь находились свои кинофабрики, а к 30-м годам XX века уже появились две мощные киностудии — «Мосфильм» и студия имени Горького, известная тогда как «Союздетфильм». Поэтому в фильмах можно наблюдать, как за столицей следят буквально год за годом — в работах появляются все знаковые здания и места, знакомые москвичам и гостям города. В некоторых фильмах Москва становится полноценным персонажем, без которого основная сюжетная линия была бы неполной.
«Волга, Волга», 1938
В фильме Григория Александрова основное внимание уделяется путешествию провинциальных ансамблей на «Московскую музыкальную олимпиаду». Режиссер особенно акцентировал внимание на том, как эти ансамбли плывут с Урала — по рекам Чусовой, Каме и Волге, соревнуясь в скорости и сменяя средства передвижения. Далее зрители могут увидеть пейзажи только что построенного канала «Волга — Москва» (ныне — канал имени Москвы), шлюз № 3, расположенный в подмосковной Яхроме, новый Северный речной вокзал, железнодорожный мост Рижского направления и набережную в ЦПКиО имени Горького. Однако московская география немного искажена — ради большей зрелищности.
Северный речной вокзал в фильме «Волга, Волга», 1938 г. Фото: кадр видео
«Свинарка и пастух», 1941
Фильм Ивана Пырьева не выделяется оригинальностью сюжета — свинарка из деревни Глаша (Марина Ладынина) и пастух из Дагестана (Владимир Зельдин) встречаются в Москве на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке — ВСХВ, которая в то время находилась там, где ныне расположен ВДНХ. Эта картина — отличная возможность увидеть, как выглядела данная выставка в первые годы ее существования; современный облик она приобрела лишь в 1950-е, а от ВСХВ остались лишь несколько павильонов и тогдашний Главный вход, который располагается со стороны улицы Сергея Эйзенштейна (ныне это Северный вход). Следует отметить, что съемки продолжали уже после начала Великой Отечественной войны, актерам и членам съемочной группы пришлось возвращать с фронтов, а съемки прерывались во время бомбежек, но атмосфере праздника в фильме это не помешало.
«Я шагаю по Москве», 1964
Фильм Георгия Данелии с молодым Никитой Михалковым стал не первым и не последним в ряду «московских» фильмов того времени. Например, ещё в 1957-м Эльдар Рязанов снял «Девушку без адреса», где эту девушку искали по всей Москве. Столицу начала 1960-х показал Леонид Гайдай в «Операции „Ы“» — хотя он и смешал её с Одессой. Но Данелия сделал Москву одним из главных героев своей лирической комедии, рассказывающей о том, как усталый после смены метростроевец пытается поспать, однако вынужден решать проблемы своих друзей и случайных знакомых. Сюжет ведет зрителей по знаковым местам — в кадре появляются Красная площадь, ГУМ, станции метро, недавно открытый аэропорт «Шереметьево», Чистые пруды, Красные ворота, Ленинский проспект. Многие из этих мест сейчас изменились до неузнаваемости — например, машины по Красной площади уже не ездят, что делает картину кинодокументом той эпохи.
«Москва слезам не верит», 1980
Неожиданный успех советского проката, который многим казался сомнительным, рассказал историю трех подруг, приехавших в Москву в пятидесятые, и в конечном итоге ставших настоящими москвичками, пусть и в первом поколении. Однако Москва конца 1970-х представлена не слишком выразительно — в отличие от Москвы конца 1950-х. Тогда героини бегали по улице Горького (Тверской), слушали, как Андрей Вознесенский читает свои стихи на площади Маяковского, и жили в высотке на Баррикадной (в ней использовали высотку на Котельнической набережной).
«Беспринципные», 2019
Москва вновь и вновь становилась фоном для фильмов, несмотря на все изменения, происходившие в стране и городе. Например, в фильме «Дневной дозор» 2005 года была разрушена Останкинская башня, а огромное колесо обозрения с ВДНХ (открытое в 1997-м, к 850-летию города) срывается с креплений и катится прямиком по домам и автомобилям. В фильме «Притяжение» Федора Бондарчука пришельцы разрушили московский район Чертаново. Еще одной приметой современной Москвы стал район Москва-сити — его часто используют как фон, чтобы показать успешное положение героев; в сериале «Не родись красивой» офис компании Zimaletto находился в небоскребе «Башня 2000». В настоящее время Сити по-прежнему служит для создания московской атмосферы, но действие часто переносится в более традиционные районы — например, в районе Патриарших прудов располагался ресторан из сериала «Кухня», и там же живут герои сериала «Беспринципные», основанного на рассказах писателя Александра Цыпкина.
Фильм «Беспринципные», 2019 г. Фото: кадр видео