freepik.com
В некоторых российских областях с 1 сентября студенты начнут занятия в дистанционном формате, и такой метод обучения также актуален для студентов, проживающих в других городах. Тем не менее, онлайн-обучение сопряжено с киберугрозами, как сообщил aif.ru руководитель лаборатории доверенного искусственного интеллекта РТУ МИРЭА Юрий Силаев.
По его словам, мошенники рассылают фальшивые письма от именем образовательных учреждений, в которых якобы находятся ссылки на скачивание программ для проведения дистанционных уроков и лекций. На самом деле, эти ссылки ведут на фишинговые сайты, и цель злоумышленников — кража учетных и персональных данных или финансовой информации.
«Кроме того, устройства подвергаются угрозе со стороны вредоносного ПО, которое маскируется под легитимные приложения или задания, что может привести к потере данных или атакам программ-вымогателей, — отметил он. — Серьезную озабоченность вызывают угрозы конфиденциальности и безопасности личных данных. Это касается несанкционированного доступа к видеоконференциям, когда посторонние вмешиваются в уроки, а также возможных утечек персональных данных учащихся и преподавателей из-за недостаточной защиты платформ».
Отдельная категория рисков связана с использованием небезопасных или устаревших платформ, имеющих уязвимости. И, конечно, не следует забывать о поведенческих рисках, таких как кибербуллинг и возможность столкновения детей с нежелательным контентом в условиях отсутствия должного контроля.
Ловушка для родителей. Новая схема обмана с электронным дневником школьника Подробнее
«Обеспечение безопасности дистанционного обучения является общей ответственностью образовательных учреждений, родителей и самих студентов, — подчеркнул эксперт. — Учебным заведениям следует осознанно выбирать защищенные и лицензированные платформы, обязательно настраивая все доступные функции безопасности, такие как обязательные пароли для входа в конференцию и виртуальные „прихожие“. Не менее важно периодически обучать преподавателей основам кибергигиены и правилам обращения с персональными данными».
Со стороны родителей и учащихся также необходимы осознанные действия, добавил Силаев. Крайне важно обучать детей цифровой грамотности: объяснять, что нельзя переходить по подозрительным ссылкам или раскрывать свои пароли.
«Необходимо обеспечить техническую защиту устройств с помощью лицензионного антивирусного программного обеспечения и своевременно устанавливать все обновления, — уточнил эксперт. — Использование надежных уникальных паролей и двухфакторной аутентификации должно стать стандартной практикой для всех сервисов. И главное — родительский контроль должен сочетаться с открытым диалогом и доверительными отношениями, чтобы ребенок мог своевременно сообщать о любых проблемах в Сети».