В Москве москвичи имеют две возможности познакомиться с жостовским промыслом — знаменитыми подносами. Во-первых, можно посетить большую выставку, открывшуюся в Коломенском, в дворце Алексея Михайловича. Во-вторых, есть возможность отправиться на Жостовскую фабрику декоративной росписи, где также проводятся экскурсии по большому собранию.
Традиционно жостовский поднос ассоциируется с обязательной цветочной композицией, однако его история начинается иначе. Главный художник фабрики Михаил Лебедев рассказывает, что будущие жостовские живописцы, крепостные Шереметевых, начали с работы декораторами в театре графа Шереметева в Останкине. Когда театр закрылся, крестьяне переселились в Жостово, но к привычным крестьянским занятиям были не приспособлены.
Соседство с Федоскино, где с конца XVIII века развивался промысел лаковой живописи по папье-маше, оказало на них влияние. Новички в Жостово, основатели промысла братья Вишняковы, начали создавать подносы, расписывая лаком изделия из папье-маше.
Однако вскоре поняли, что для подносов этот материал слишком непрочный, так как не мог выдержать вес тяжелых самоваров или фарфоровых сервизов. Подносы из папье-маше уступали в конкуренции металлическим, которые производились в Нижнем Тагиле.
Жостовцы не унывали и начали расписывать металлические подносы, наладив ввоз кровельного железа с Урала. Технологически это было непросто, так как краска плохо ложилась на металл. В итоге выработали подход: отжиг, обезжиривание, грунтовка, нанесение эмали и уже затем роспись.
Однако самые ранние подносы не совсем соответствуют современному представлению о Жостове. Они имели сплошной орнаментальный декор, характерные названия вроде «червячок» или «черепашка» и создавались с помощью высокотемпературной обработки красочного слоя. Постепенно публике стали нравиться подносы с черным фоном и тонкой золотистой каймой, а затем начала развиваться сюжетная роспись, включая довольно популярные цветочные изображения, тройки, пейзажи и натюрморты.
В начале ХХ века жостовский подносный промысел продолжал развиваться, пока обычные покупатели не начали меньше интересоваться красивыми подносами. Тем не менее, продукция сохранила свою жизнь благодаря экспортной направленности. На базе работ 1920-х годов жостовская трудовая артель «Металлоподнос» начала выпускать новые изделия с идейными сюжетами.
На подносах начали появляться идеологизированные изображения, такие как поднос с Пушкиным, картина Мичурина и даже поднос, посвященный Бородинской битве. В этот период появились подносы с советской тематикой, включая «Ленина на охоте», а также сюжеты, вплетенные в традиционные цветочные композиции.
С конца 60-х годов, в период, когда формальные вольности и эксперименты стали возможными, традиционные сюжеты снова заняли свои места. Впрочем, по заказу можно создать и что-то современное, отражая актуальные события.
Что касается технологий, то основой остаются металлические подносы. Современные машины штампуют простые формы, более сложные изделия изготавливаются вручную методом ковки. Мастерская Геннадия Сергеевича Топтыгина, известного своими уникальными подносами для медалей на Олимпиаде-80, привлекает внимание. Металл обрабатывается вручную с использованием множества специальных молотков.
Каждая работа в жостовской живописи уникальна, поскольку концепция копии отсутствует. Роспись сохраняет традиционную технику, как это было две сотни лет назад. Иногда художники обходятся без предварительного наброска, а краски наносятся беличьими кистями. Работы выполняются на коленях, чтобы удобно вращать поднос и наносить мазки. После завершения росписи поднос сушится, а затем проходит этап «выправки», включающий различные художественные приёмы.
На фабрике в Жостове жителям и туристам предоставляется возможность обучиться росписи подносов на мастер-классах, а по завершении учебы их работы можно забрать домой.
Чтобы посетить выставку в Коломенском, которая продлится до начала ноября, добраться можно общественным транспортом: от станции метро «Медведково» на автобусе № 438 до поселка «Жостово». Также есть вариант с Ярославского вокзала до Мытищ, откуда курсируют автобусы и маршрутные такси № 26 до Жостова. На автомобиле проехать можно по Осташковскому шоссе, следуя указателям. Полезную информацию можно найти на сайте Жостовской фабрики декоративной росписи.