Верея

Город Верея расположен к западу от Москвы, на реке Протва. Город небольшой – примерно 5 тысяч жителей. И, что интересно, это число не менялось с конца XVIII столетия. Откуда взялось название? Давайте взглянем на герб города – может быть, он что-нибудь подскажет. И действительно – если верить Далю, слово «верея» означает «столбы, на которые навешиваются полотенца ворот». Да и почему не верить, если еще раньше, в 1782 году, в геральдическом описании герба указываются «в серебряном поле две дубовые воротные вереи, означающие собой имя сего города»?

Но символика не случайна. Верея была одним из оборонных центров, противостоя – в силу географического положения к юго-западу от Москвы – набегам врагов одновременно с запада и юга. Не случайно и создание города-крепости: изначально он стоял на холме, огибаемом рекой (к чему были добавлены исследованные впоследствии археологами земляные валы, увенчанные дубовыми укрепленными стенами). Рельеф местности заметен и сегодня.

Верея, между прочим, была не каким-нибудь захолустьем, а центром удельного княжества. Первым его правителем был внук Дмитрия Донского Михаил Андреевич. Ну, а самым последним – Владимир Старицкий (да-да, тот самый, двоюродный брат Ивана Грозного). Талантливое киноисполнение его роли Павлом Кадочниковым с реальным историческим персонажем ничего общего не имеет – Владимир был, судя по всему, толковым военачальником и отличился при взятии Казани).

Именно при Владимире Старицком на верейском городище в 1552 году была выстроена церковь Рождества Христова. Разумеется, то, что мы видим сегодня – это результат многочисленных перестроек конца XVII и первой половины XVIII века. Собор обрел таким образом стилистику провинциального барокко. Но в основе – все тот же XVI век. В советское время собор был закрыт, его восстановление началось уже в 1990-х. От внутренней росписи сохранились лишь фрагменты.

После XVI века, когда границы Московского государства отодвинулись, Верея, как и другие подобные города-крепости, свое военное значение утратила (хотя впереди у нее будут и 1812-й, и 1941 год). Что же дальше? Развитие города пошло по торговому пути. И это также не случайно. Река Протва, на которой стоит город, была в то время судоходной. Она была частью пути от верхней Волги в верховья Оки и далее на юг – в общем, «из варяг в греки». Все больше жителей приобретали статус купцов, а город богател. При Екатерине II город перестраивается, обретая регулярную планировку. Что интересно, она сохранилась и сейчас.

Типичные для того времени торговые ряды, выстроенные в форме каре, и сегодня используются по назначению. На городище и вокруг него выстраивались здания административного назначения. Здание бывших присутственных мест – типичный пример ампира начала XIX века. Это также, как считается, был типовой проект.

Ещё одно строение из той же эпохи – это, представьте, была гауптвахта. На главной же площади – здание бывшего уездного училища, а ныне историко-краеведческий музей (о нем у нас еще пойдет речь подробнее). Вот еще отличное здание XVIII века. Но кому и когда пришло в голову воздвигнуть на нем непонятную нахлобучку в виде третьего этажа?

На склоне холма установлен памятник герою войны 1812 года генералу Ивану Дорохову. Тут история драматична – памятник на протяжении ХХ века устанавливали, свергали и воздвигали вновь. Вообще история увековечивания памяти генерала в освобожденной им от французов Верее заслуживает отдельного рассказа, который я и обещаю – как-нибудь попозже. 🙂

Идем дальше (идем в буквальном смысле, поскольку город нетрудно обойти пешком, и это гораздо интереснее). Ильинская церковь – начало XVIII века с перестройкой в начале XIX века. В результате – любопытное соединение раннего классицизма с чертами барокко. Колокольня соединена с основным объемом церкви не трапезной, а коротким притвором, что придает всему сооружению дополнительную устремленность вверх. Ильинская церковь почти не закрывалась – только с 1937 по 1947 год, оставаясь на долгое время единственной действующей в городе.

В результате внутреннее убранство сохранилось. И еще: с Ильинской церковью связана легенда. Считается, что именно отсюда Наполеон (он действительно побывал в Верее) смотрел со склона холма за реку, в сторону Москвы. Практически рядом – Константино-Еленинская церковь конца XVIII века. Сооружена, как и ряд других, на средства одной из здешних купеческих семей. Была закрыта, в здании размещалась электростанция. Сейчас продолжается реставрация.

Тут другая история – эту церковь посетил в 1824 году император Александр I. Что запечатлено на картине местной художницы Ирины Коробковой (картину можно видеть в верейском музее). Есть в городе и старообрядческая церковь. Выстроена она, естественно, в начале ХХ века, когда подобное стало возможным. (Точнее, сам молельный дом – без внешних признаков храма – был выстроен лет за сто до того, а вот разрешение на перестройку, добавление купола, крестов и колокольни, было дано лишь после Высочайшего указа о веротерпимости от 1905 года).

Здесь по старообрядческой традиции использованы формы древнерусского зодчества. Но смотреть в Верее надо не только на церковное, но и на светское зодчество. Здесь сохранилось немало домов – большей частью купеческих особнячков – XVIII-XIX столетий. Они нуждаются иной раз во внешней реставрации, но сами архитектурные формы хорошо видны. Вот только пластиковые окна без переплетов тут вставлять бы не надо… Вот еще XVIII век, и вроде даже в хорошем состоянии – но ой-ой-ой, как же здание умудрились загромоздить рекламой!

Это центр Вереи. Но у города есть и другой район – Заречье. Он сложился несколько позже основной части города и был в свое время слободой огородников. Панорама Заречья хорошо видна с холма Городища. Туда можно пройти и по пешеходному мостику над Протвой. Хорошо заметный белый храм – это церковь Богоявления. Вторая половина XVIII века, барокко, причем довольно архаичное. В несколько тяжеловесной колокольне вообще просматриваются формы, свойственные XVII столетию.

Заречью свойствен несколько иной тип архитектуры. Здесь преобладают индивидуальные дома, но не каменные, а большей частью деревянные и одноэтажные. Главное их украшение – резные наличники. Еще один интересный архитектурный объект Вереи расположен от нее в некотором отдалении (впрочем, относительном – если не полениться, то и туда можно дойти пешком, по прямой дороге из Заречья). Это Входоиерусалимская церковь (церковь Входа Господня в Иерусалим). XVII век. Исторически это собор Спасского монастыря – упраздненного, правда, не советской властью, а еще Екатериной.

Когда-то и этот монастырь играл роль крепости на подступах к Верее. Сейчас эта церковь имеет статус памятника федерального значения (вообще-то в первый раз статус архитектурного памятника церковь получила еще в XIX веке, а священник, исказивший облик храма переделками, был тогда даже уволен за штат). Однако еще несколько лет назад здание выглядело вовсе не так импозантно – о чем свидетельствует небольшая фотовыставка на территории.

Ограду также пришлось восстанавливать. А какие прекрасные своды внутри! Рекомендуется также хорошенько рассмотреть строение со всех сторон – тут интересны все ракурсы. А вот панорама города Вереи от ансамбля Входоиерусалимской церкви. На чем я вынужденно прервусь, потому что рассказ о музейной экспозиции в блог уже никак не лезет. Ждите вторую часть. 🙂

В порядке справочной информации: в музее немало собственных изданий о городе.

Оцените статью
Ритм Москвы