«Моровые избы»: зачем русские возводили жилища для усопших
Существование наших предков было насыщено опасностями, включая голод, эпидемии, войны, месть и жертвоприношения. Похоронные обряды древних славян отличались от современных. Один из таких обрядов подразумевал создание моровых изб, где покойные находили свое последнее пристанище.
Наиболее распространенным методом захоронения в Древней Руси было курганное погребение. Тело воина из старшей дружины, вождя или князя помещали в глубокую могилу с округлыми краями, ориентированной по оси «юго-восток — северо-запад». Затем над могилой возводили накат из бревен и засыпали курган высотой от трех до шести метров.
Обычные граждане, как правило, хоронились в обычных могилах, которые были весьма схожи с современными, за исключением одной интересной особенности: тело усопшего укладывали на бок и придавали ему скрюченное положение, напоминающее позу эмбриона. Это не было случайным отличием. Наши предки верили, что покойник переродится и вновь появится в новом живом существе. Кладбища создавались на возвышенностях, где центральные места занимали могилы более состоятельных людей, а по краям находились захоронения бедняков и простолюдинов.
Другим методом захоронения была кремация. Эту практику широко использовало славянское племя вятичей. Умерших они сжигали, а затем прах помещали в деревянную урну, которую устанавливали на вершину столба или миниатюрного домика. Такие домики называли «голубцами» и «домовинами» и обычно располагались вдоль проселочных дорог. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор, составивший «Повесть временных лет», утверждал, что домовины также могли уносить в лес и оставлять на пнях или колодах, чтобы они не касались земли.
Историк Василий Ключевский описывал обряд кремации на Руси так: «Обоготворенный предок чествовался под именем чура в церковно-славянской форме щура; эта форма сохранилась в сложном слове пращур. Значение этого деда-родоначальника как защитника родичей сохранилось в заклинании от нечистой силы или нежданной опасности: чур меня! — т. е. храни меня, дед. Охраняя родичей от всякого зла, чур оберегал и их родовое имущество… Нарушение межи, надлежащей границы, законной меры мы и сейчас выражаем словом «чересчур»… Этим значением чура можно объяснить одну особенность погребального обряда у русских славян, как его описывает Начальная летопись. Покойника, совершив над ним тризну, сжигали, кости его собирали в малую посудину и устанавливали на столбе на распутьях, где пересекаются пути, т. е. сходятся межи различных владений… Отсюда суеверный страх, овладевавший русским человеком на перекрестках». Издалека домовины напоминали известные «избушки на курьих ножках» из сказок о Бабе Яге. Само название «курьи» в данном случае имеет несколько версий происхождения. По одной из них, перед тем как установить сваи домовины во влажную почву, их окуривали дымом – отсюда и слово «курьи» или «курные». Другая версия более проста: домовину часто располагали на высоких пнях от срубленных деревьев, а их толстые корни, уходящие в землю, действительно походили на куриные ноги. Сжечь покойника и оставить урну с его прахом в домовине не всегда казалось достаточным для его близких. Чтобы усопший точно достиг «Нижнего мира» и смог возродиться, приносили в жертву животное – собаку или волка. Также нередки были случаи, когда вслед за мужем с жизнью расставалась его супруга или рабыня. При захоронении князя или полководца, их на тот свет могли сопровождать молодые холостые воины из дружины.
Домовины на Руси строились не только для кремированных усопших, но и для тех, кого должны были похоронить. Не зря в современном украинском языке «домовина» означает «гроб». После смерти одного из членов семьи к мастерам-плотникам приходили с просьбой построить новый дом. Моровую избу создавали тщательно, полагая, что она должна выглядеть как прежнее жилище человека, но уменьшенного размера. Славяне считали естественным навещать своих близких и после их ухода из жизни. Они относились к усопшим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их без необходимости, опасаясь накликать беду. Тем не менее, в трудные времена помощи просили именно у покойников.
В древнерусской домовине свободно размещались как посмертное ложе усопшего, так и место для поминающих. Кроме того, в избе смерти хранились вещи для повседневной жизни, а также значительные запасы пищи и воды. Помимо духовной значимости таким запасам находилось практическое применение. После набегов кочевников или в неурожайные годы, когда целые племена страдали от голода, семьи покидали свои места обитания и направлялись в леса. Там они могли пережить тяжелые времена в домовинах своих умерших родственников и питаться припасенной едой. Таким образом, моровые избы становились не только последним домом для усопших, но и служили временным убежищем для их обездоленных потомков
Источник: russian7.ru