Николай Карлович Сванидзе взволнованно цитирует блог некоей Митиной: «Куда она лезет, цветок душистых прерий?.. Дитя, от горшка два вершка, а туда же!!». Что вызвало такую реакцию у телезвезды и члена Общественной палаты? Оказывается, блогер осмелился усомниться в справедливости претензий, касающихся некой книги и отдельных социальных групп, а также упомянул в записи слова «черта оседлости», что, очевидно, не легло на его чувствительную душу.
Хотелось бы напомнить уважаемому Сванидзе, что черта оседлости, ограничивавшая в гражданских правах представителей некоторых национальностей в царской России, была отменена после Февральской революции. Позже все остатки сословного и национального неравенства были устранены декретом тех самых большевиков, которых он сейчас, похоже, критикует. Именно благодаря советской власти и её интернационалистской политике предки как Сванидзе, так и самой Митиной смогли получить высшее образование за счет государства и выучить своих детей и внуков.
Если бы не революция и не советская власть, прабабушка Митиной могла бы жить в совершенно иных условиях, а её дети были бы далеки от современных профессий. И эта прабабушка, в отличие от некоторых, не лишенная чувства благодарности, могла бы объяснить, благодаря кому и чему мама Сванидзе стала преподавателем МГУ, а папа редактировал важные публикации.
Тем временем, на тему спорного учебного пособия профессоров А. Вдовина и А. Барсенкова высказались многие, включая и меня, как выпускника истфака, знакомого с историей. О заказчиках и исполнителях этой бурной кампании тоже можно сказать немало. Здесь речь идет не только о гопнической травле двух профессоров, осмелившихся выразить иную точку зрения, но и о глубоком кризисе всего гуманитарного образования и науки.
Реакция Сванидзе на политкорректную запись рядового блогера лишь подтверждает, что он исполняет роль приводного ремня, и его действия явно далеки от стремления установить истину в научной дискуссии. Погромный характер его действий – шантаж, давление на профессоров, призывы к запрету книги – говорит о том, что истинная цель всех этих действий не имеет отношения к качеству исторических знаний.
В своём комментарии я призвала не втягиваться в обсуждение конкретной книги, а просто прекратить практику преследования ученых за их убеждения. Это вовсе не означает, что представители общества не вправе выражать свою точку зрения, но существует ряд общепринятых норм и процедур для таких обсуждений.
Вспоминаю, когда я была депутатом Госдумы, парламент возмущался учебником А. Кредера, которому удалось получить гриф Министерства образования, несмотря на сомнительное содержание. Тогда нам объясняли, что мы вмешиваемся в свободу самовыражения ученых. Мы же не призывали к расправам, а лишь хотели исключить учебник из списка рекомендованных.
В нынешних призывах к запрету книги и судебным мерам против авторов мы видим проявление лицемерия. Наши либералы действительно находятся в своем мире, и это очевидно.