Саид Гафуров, Дарья Митина
Тридцатилетняя война ХХ века
Мамаша Кураж, ощипывая каплуна со злостью, слышала разговор в палатке. Это, вероятно, очень плохой командующий. Повар. Прожорливый — это верно, но почему он плохой?
Мамаша Кураж: Потому что ему нужны храбрые солдаты, вот почему. Если у него хватает ума на хороший план разгрома врага, то зачем ему непременно храбрые солдаты? Он мог бы обойтись и обыкновенными. Вообще, когда в ход идут высокие добродетели — значит, дело дрянь.
Повар: А я думал, это хороший знак.
Мамаша Кураж: Нет, это плохой знак. Если какой-нибудь командующий или король — дурак набитый и ведет своих людей прямо в навозную кучу, то тут, конечно, нужно, чтобы люди не боялись смерти, а это как-никак добродетель. Если он скряга и набирает слишком мало солдат, то солдаты должны быть сплошными геркулесами. А если он бездельник и не хочет ломать себе голову, тогда они должны быть мудрыми как змеи, иначе им крышка. И верность нужна ему тоже какая-то особая, потому что он всегда требует от них слишком многого. Одним словом, сплошные добродетели, которые в порядочной стране, при хорошем короле или главнокомандующем, никому не нужны. В хорошей стране добродетели ни к чему, там можно быть обыкновенными людьми, не шибко умными и, по мне, даже трусами.
——————————————
Нет смысла морализировать по поводу политики невмешательства, говорить об измене, о предательстве и т. п. Наивно.