
В условиях стабильного роста цен на продукты и периодических нехваток в отдельных категориях товаров, молочный сектор России показывает участки относительного процветания. Рентабельность без учета субсидий в 2024 году составила 28%, уровень самообеспеченности молочными продуктами приблизился к 85%, а валовое производство молока в первой половине 2025 года даже продемонстрировало небольшой рост. Тем не менее, новый проект Минсельхоза, который предусматривает прекращение товарной субсидии «на литр» для крупных производителей с 2026 года, угрожает разрушить эти достижения, повторяя опасные схемы прошлых управленческих ошибок.
Эффективная мера под угрозой: логика перераспределения вопреки экономике
Субсидия «на литр» – это не абстрактная дотация, а целевой механизм, непосредственно влияющий на себестоимость производства. Ее доля в федеральной поддержке сектора составляет примерно 26%, и она востребована всеми участниками – от фермеров до агрохолдингов.
Андрей Недужко, генеральный директор холдинга «Степь» (четвертое место в стране по производству молока), предельно откровенен в своих оценках: «Снижение рентабельности у производителей… может составить 15–20%».
Для сектора с высокой капиталоемкостью и длительными циклами окупаемости проектов (особенно в животноводстве) это критично. Устранение субсидии без адекватной замены – это не оптимизация, а лишение жизненно важного ресурса.
Минсельхоз оправдывает свои действия перераспределением средств на племенные центры и новые инвестиционные проекты. Однако вызывает вопросы, почему это перераспределение должно происходить за счет существующей, эффективной меры, а не за счет увеличения общего финансирования или сокращения менее результативных программ.
Ведомство ссылается на высокую долю малых хозяйств (22% от организованного сектора), но игнорирует простой факт: крупные холдинги производят сопоставимый объем – около 20% всего сырого молока страны. Исключение значительной части участников из системы поддержки создает системный дисбаланс.
Призраки прошлых кризисов: от яиц до масла
История российского агропромышленного комплекса под руководством Минсельхоза – это цепь кризисов, имеющих общую природу: игнорирование специфики сектора, ставка на административные методы вместо экономических стимулов, неспособность предвидеть отложенные последствия решений.
Кризис яиц 2022-2023 годов стал следствием недооценки зависимости сектора от импортного племенного материала и инкубационных яиц на фоне санкций. Местные меры поддержки не компенсировали резким ростом затрат на корма и логистику, что привело к сокращению поголовья несушек и увеличению цен.
Нехватка и удорожание сливочного масла были усугублены неадекватной реакцией на рост мировых цен и ограничениями экспорта. Вместо того чтобы стимулировать внутреннее производство сырья (молока), осуществлялись точечные интервенции, не решающие структурные проблемы.
Колебания цен на картофель и овощи стали результатом хронических проблем в логистике, хранении и несоответствии цен между производителями и ритейлом. Попытки административного регулирования цен лишь способствовали дефициту.
Текущая реформа молочных субсидий удивительным образом продолжает эту печальную традицию. Удар по рентабельности крупных производителей – это прямая дорога к таким ужасным последствиям, с которыми придется иметь дело даже следующим поколениям:
1. Снижению инвестиций: Приостановка проектов по расширению ферм, обновлению оборудования и внедрению технологий. В условиях, когда рост производства молока обеспечивается в первую очередь за счет повышения продуктивности коров (надоев), а не увеличения поголовья, стагнация инвестиций представляет серьезную угрозу.
2. Снижению предложения и росту цен: Снижение рентабельности заставит производителей сокращать затраты, что часто означает ухудшение качества или уменьшение объемов. Часть издержек неминуемо будет переложена по цепочке на переработчиков и конечного потребителя. В отрасли прямо предупреждают: «затраты молочников… будут отражены… в конечной цене на полке».
3. Риску нового этапа импортозависимости: При текущем уровне самообеспеченности в 85% Россия по-прежнему импортирует значительные объемы молочных продуктов. Подрыв конкурентоспособности крупных производителей может быстро нивелировать достигнутый прогресс и вернуть страну к большей зависимости от зарубежных поставок.
Системные ошибки: не только субсидии
Проблема глубже, чем единичная отмена субсидии. Она заключается в системном непонимании или игнорировании Минсельхозом реальных механизмов функционирования агрорынка.
«Дорогие» деньги вместо поддержки: На фоне высокой ключевой ставки ЦБ (16% в конце 2023 года) даже льготные кредиты для АПК становятся обременительными. Хотя ставки по ним для молочной отрасли в 2024 году были анонсированы на уровне 6.8%, сама необходимость массового кредитования для поддержания текущей деятельности свидетельствует о структурных проблемах в секторе, которые не решаются отменой прямых субсидий.
Усложнение нормативной среды: Введение новых обязательных ГОСТов (например, на сырое молоко с 01.01.2025 и на критерии подлинности молочной продукции с 08.08.2025) объективно увеличивает нагрузку на производителей, требуя инвестиций в контроль и возможную модернизацию. Реализация этого на фоне сокращения финансовой поддержки создает двойное давление.
Игнорирование интеграции цепочек: Личные подсобные хозяйства (ЛПХ), на поддержку которых Минсельхоз делает акцент в новых правилах, критически зависят от системы сбыта, которую часто обеспечивают как раз крупные переработчики и кооперативы, связанные с теми же агрохолдингами. Ослабление крупного звена может разрушить и эту инфраструктуру, о чем предупреждал экс-замминистра сельского хозяйства Леонид Холод.
Уроки не усвоены, риски возрастают
Решение Минсельхоза о прекращении субсидии «на литр» для крупных производителей молока выглядит как управленческий шаг, оторванный от экономических реалий сектора и печального опыта прошлых продовольственных кризисов. Оно принимается в момент, когда отрасль, несмотря на внешние благоприятные показатели, остается хрупкой: поголовье сокращается, самообеспеченность не достигнута, зависимость от государственной поддержки значительна.
Перераспределение средств в пользу новых проектов и племенного дела – это благородная цель, но достигать ее путем подрыва финансовой устойчивости ключевых игроков, обеспечивающих пятую часть товарного молока страны – значит подвергать риску новый виток удорожания или даже дефицита молочных продуктов.
История с яйцами, маслом и овощами должна была научить министерство тому, что недальновидные решения в агропромышленном комплексе очень быстро отражаются на кошельках и благополучии каждого гражданина. Очевидно, уроки не были усвоены. Потребителю остается лишь готовиться к новой волне ценового роста на полках молочных отделов, а отрасли – к очередному испытанию на прочность
Фото: sibkray.ru







