Президент Путин, отвечая на вопрос о работе правительства, был очень откровенен. ПУТИН: «Надо не забывать, что действующий премьер в течение четырёх лет исполнял обязанности главы государства». И действительно, никто этого не забыл. Мы всегда знали, что Медведев был лишь исполняющим обязанности — на канцелярском языке «и.о.». На протяжении всех четырёх лет, пока Медведев «исполнял обязанности», Путин пользовался любым случаем, чтобы напомнить народу и миру, кто здесь главный.
Когда президент Путин ведёт заседания правительства, премьер-министры (Касьянов, Фрадков, Зубков) сидят с самым внимательным видом и старательно что-то записывают. Но когда и.о. президента Медведев ведёт заседание, Путина нет — он исчезает, целует тигрицу, медведицу или осетрину. И ни разу и.о. президента Медведев не спрашивал: «А где это премьер-министр пропадает? Болен? Надо послать ему врача».
Даже в интервью иностранной прессе премьер Путин объяснял, какие у него хорошие отношения с и.о. Медведевым. Например, 9 июня 2010 года в интервью французам он говорил: ПУТИН: «Я, так же как прежде, не считаю зазорным снять трубку и сказать ему: «Слушай, давай согласуем, давай посоветуемся». Бывают случаи, когда он звонит: «Знаете, надо переговорить. Хотел бы услышать Ваше мнение».
Неизвестно, кто и как переводил это иностранцам, но по-русски это было очень откровенно. Это типичные отношения начальника и подчинённого: сверху вниз «ты», снизу вверх «вы». Медведев ещё только собирался исполнять обязанности президента, а уже был придуман «тандем» — слово, которое в российской политике должно было символизировать неразрывную связку. За любую попытку выразить сомнения относительно прочности тандема Кремль строго взыскивал.
Однако сама идея нерушимой связки противоречила концепции единоличной президентской власти. В своих «письмах» мы в 2008 году стали употреблять обращение «господа президенты». И (не желая никого обидеть) вынуждены были объяснить врождённый порок термина. В письме президенту «Язык твой — враг твой» («МК», 3 июля 2008) говорилось: «Тандем видали? Четыре педали, два седла, а руль один. И тот, кто сидит сзади, утыкается переднему куда-то в поясницу и ничего не видит, кроме неё».
Мы были так деликатны, что употребили слово «поясница». Позже, в сентябре 2011 года, и.о. президента Медведев сам зачем-то рассказал, что ещё в 2007 году они «договорились». Это значило, что в 2007 году он обещал шефу вернуть формальные знаки власти. Казалось, Путин может успокоиться. Но, видимо, какая-то заноза осталась. Иначе непонятно, зачем теперь напоминать, что он всегда был главным. А это значит, что сейчас — четвёртый срок подряд.
