Рисунок Алексея Меринова
Сенсация! Премьер-министр Медведев заявил о своем желании снова стать президентом России. Это он сделал в интервью французской прессе, на вопрос: «Хотите ли вы вернуться в Кремль в будущем?» Его ответ, как всегда, многословный и избыточно красивый, но суть ясна — хочет. Вот как в его изложении звучит слово «хочу».
МЕДВЕДЕВ: «Если у меня для этого будет достаточное количество сил и здоровья и если наши люди мне доверят такую работу в будущем, я не исключаю этого поворота событий. Но это зависит от целой совокупности факторов. Я уже говорил: никогда не нужно от чего-то отказываться, ведь, как известно, никогда не говори никогда, тем более что я уже один раз входил в эту реку, и это как раз та река, в которую можно входить дважды». Златоуст.
И все было бы более-менее правильно, если бы на календаре стоял ноябрь 2017 года (столетие Великой революции). Но всего лишь через полгода после инаугурации Путина — рановато, не правда ли? Он заявил, что готов вновь войти в реку, которая называется Кремль. Нервные люди бросились в интернет: что случилось? Кто-то умер? Смертельно болен? Медведев мог сказать «Больше не хочу» (политики лицемерят легко). Мог сказать «Рано об этом думать. Да и неуместно». Но Медведев начал обсуждать условия: свое здоровье, «доверие людей», «совокупности факторов»… Эта песня знакома; он пел её в 2010-м, в 2011-м — вплоть до 24 сентября, когда открыл миру тайну: Путин с ним обо всем договорился ещё в 2007-м. Это означало, что он годами морочил голову всем, включая тех, кто должен голосовать.
«Как народ решит» — повторяет Медведев, выучил наизусть. Хитрого нет, рецепт известен: а) 70 килограммов волшебника Чурова; точнее: Чуров целиком — с бородой, глазами, улыбающимся ртом; б) снять с выборов неудобных кандидатов (можно и посадить); в) 30 тысяч урн для голосования на дому; г) оставить единственным противником — Жириновского; рассказать по всем телеканалам о его ориентации, о любви к детям… — хороший штабной приём. При таком условии массовые медиа начнут агитировать за «М», лишь бы не за «Ж». (Кабинку для голосования с тех пор все будут называть «два нуля».)
Волшебник Чуров. Фото: Наталия Губернаторова
Заявление местами странное: «Никогда не нужно от чего-то отказываться». Да мы каждый день отказываемся от всяческих непристойных предложений: покурить, понюхать, раздеться в неподходящей компании. Будь на месте французов журналист из другой газеты, он (услышав красивый ответ про доверие людей) задал бы правильный вопрос: — А когда вы с Путиным об этом договорились? Не «договорились ли вы с Путиным?», а «когда это произошло?».
«В одну реку нельзя войти дважды», — сказал Гераклит 2500 лет назад, — «потому что всё течёт, всё меняется». Но к Кремлю (в наши дни) это не относится. Там ничего не меняется. Значит, это не река, а стоячее болото. Можно и в одну и ту же воду войти дважды, но она уже грязная; и её не меняли как минимум с 2007 года, а может, и с 1999 года. А кто знает, может и с 1996 года, когда Ельцина тащили второй раз в одну и ту же воду. Люди? Рейтинг Ельцина был два процента. Каков сейчас реальный рейтинг Медведева — не знаем, но вряд ли меньше. Мало? Олигархи, если захотят — сделают. Это будет проще, ибо по сравнению с Ельциным-96 у Медведева огромное преимущество — он не запойный.
…Боже мой! Неужели это безумное увеличение штрафа до 500 тысяч рублей — начало президентской кампании? Сейчас введут, все взвоют, годика два повоют, потом Медведев отменит, и народ со слезами на глазах будет благодарить: спаситель, отец родной! (См. «Иностранный рекламный агент»)
А может, и тьма, которую он нам устроил, отменив зимнее время, это не глупость, а продуманный план. Ближе к делу отменит черную ночь, и опять аплодисменты. Какие открываются перспективы! У специалистов в области экономики праздник: начинаем сочинять Стратегию! Дамы и господа из Высшей школы экономики предложат всякие программы, интеллигенция сочинит коллективное письмо, подключится «большое правительство», «Единая Россия», патриарх благословит…
А может быть, эти заявления вовсе не глупы. Может, это примитивная, но беспроигрышная аппаратная разводка. Для рабов в Думе, в «ЕдРе», в правительстве — ведь там все вечно трясутся, всего боятся. А вдруг он и правда станет президентом? Тогда надо слушаться, всё исполнять, анекдотов про него не рассказывать, на всех заседаниях старательно записывать, а когда шутит — делать восхищённую улыбку на лице. И никто к кандидату не подпустит зловредного журналиста, который мог бы спросить: — Хотите с нас брать гигантские штрафы? А не хотите заплатить нам за электричество? За то, что мы на час дольше мучаемся в темноте в самый тяжёлый момент, когда нужно разбудить ребенка и одеть его…
А ещё журналист спросил бы: — Если вы хотите в Кремль, почему не пошли сразу на второй срок? Потому что Путин не велел? Если так, вы не лидер. А значит — не годитесь в президенты.
А ещё спросил бы: — Дмитрий Анатольевич, слышали: недавно по телевизору высший чиновник сказал, что с 2009 года знал о многомиллиардном воровстве, но не подавал виду. Это те годы, когда вы были президентом. Как понять? Или вам не докладывали, и вы знали меньше чиновников? Или вы тоже «не подавали виду»?
А ещё спросил бы: — Зачем вы постоянно рекламируете чужое: iPhone, BMW, Facebook, Canon? Ну хоть бы ставили рядом с собой бутылку кваса, когда даёте телеинтервью. Мы избыточно добры к нашим властям. Жалеем. Стараемся не показывать, как они дирижируют оркестрами… А им неймётся. Могли бы в своих резиденциях целыми днями играть в бадминтон — нет, обязательно надо позвать телеканалы, чтобы показали, как они играют, ныряют, летают с журавлями…
Помнится, в том самом 2007-м новенький кандидат в президенты в первый раз осторожно пробовал ножкой воду, боялся спугнуть своё счастье. Тогда он обещал «четыре И»: инновации, институции, ещё чему-то на эту букву. Так и подмывало процитировать стишок Маршака про поросёнка: «Послушайте, братья, как я говорю. Чем хуже я взрослой свиньи?» Бедняжка! Он думал, что скажет «хрю-хрю», но жалобно взвизгнул: «И-и!»
…Мой мальчик! Тебе эту песню дарю. Рассчитывай силы свои. И, если сказать не умеешь «хрю-хрю», — визжи, не стесняясь: «И-и!»
А теперь вот у нас премьер-министр хочет стать президентом. Вчера (вылезая из BMW, ценой 150 тысяч долларов) штрафы предложил, превышающие годовую зарплату учителей-врачей. Сегодня — пожизненно не пускать на стадион хулиганов. Как он собирается их метить? Браслет на ногу? Китайские браслеты будут или немецкие?
…В Кремль? А может, ещё куда-нибудь? Знаем, что эти заметки читают и женщины. А то писали бы матом — выходило бы и короче, и понятнее, и с точным адресом в конце.