Рисунок Алексея Меринова
УВЕДОМЛЕНИЕ. Г-н президент, в связи с принятием закона о ценах на клевету (до 5 миллионов руб.) придётся начинать эти письма с предупреждения. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В нижеследующем тексте никакой клеветы нет. Мы ничего не знаем о взятках, которые берут депутаты, губернаторы, генералы, министры (остановим этот перечень ради экономии места в газете). Всё, что вы далее прочтёте, это просто мысли; а закон об уголовном наказании за мысли пока не принят, спасибо.
МЫСЛИ. Г-н президент, у оппозиции нет лидера. Она не может взять власть, а лишь требует от вас всякого; протестует против бесчестных выборов, коррупции и прочего. Но, похоже, и у страны нет лидера. Поэтому она и не может ничего. Осенью будет 13 лет, как вы у власти. Чёртова дюжина. План Путина — что это? Никто не знает. Досадно.
В конце 1990-х вы не пришли к власти как лидер большинства. Вас назначили. И сделала это очень небольшая группа людей. Надули телерейтинг… И вся политика стала дутая. Конечно, в 2004-м вы выиграли свой второй срок; но вспомните, у кого. Победили Чечню! — вот было главное достижение. Даже и сейчас есть люди, которые верят, что мы победили, и гордятся этим… Но Грозный был русский город, а теперь там русских нет. Это победа?
Чеченцы обижали русских в Чечне; теперь они обижают русских в России, в Москве. Обложили данью. Это победа? Вы изо всех сил давили на Украину — заставляли выбрать Януковича. И вот он у власти. Испытываете ли вы гордость от этого достижения? Самая свежая историческая победа: Россию приняли в ВТО, ура! Но скажите, чья это победа? Америка (наш злейший враг) приказала Грузии (другому нашему врагу) перестать препятствовать нашему вступлению в ВТО. Неужели кто-то может поверить, что США сделали это в наших интересах?
«Мы вступили в ВТО» — звучит красиво. «Мы вступили в это» — звучит неприятно. «Нас продали в рабство» — слишком грубо, но, может быть, более точно. Точные значения слов и их тонкие различия очень важны. Вы не лидер, а начальник. Лидер ведёт, а начальник командует. Кто-то считает, что вы ведёте вперёд; кто-то — что ведёте назад. Но, похоже, Россия просто топчется на месте; буксует, увязая всё глубже в грязи. Коррупция — это грязные деньги, грязь.
Мы не построили дорог: ни под Москвой, ни через Сибирь, ни в будущее, ни к храму. Построили мост в никуда. По мосту на остров Русский никто не будет ездить (разве что немногие аборигены). В университете на острове Русский никто не будет учиться (разве что оловянные солдатики из Северной Кореи). Спросите своих знакомых: хотят ли, чтоб их дети там учились? Соврут из подобострастия. Ибо университет — это не здание в конце дорогого длинного моста, а уровень преподавания, центр идей. Созданный по капризу университет, предполагаю, не попадёт по рейтингу даже в первую тысячу.
А кого интересуют «университеты» из второй тысячи (даже если эта вторая тысяча существует)? Были отменены реальные губернаторские выборы, а теперь устроен их иллюзорный возврат (потому что реальность не так послушна, как вам хочется). По ТВ будут показывать выборы, а решаться всё будет где? Где-где — в Кремле. Кем? Чёрт знает кем. Нам не известно, с кем вы советуетесь, кому вы доверяете. Вероятно, никому. Поэтому даже у ваших ближайших сотрудников иногда бывает ошарашенное (до полного безумия) выражение лица.
Всем известна ваша способность производить совершенно невероятные, непредсказуемые назначения. Но что такое «непредсказуемое назначение»? Это обманутые ожидания.
Двигая в президенты, вас подавали как чекиста. И люди надеялись на чекиста: честный, храбрый, смерть врагам, чистые руки, горячее сердце, умная голова. Но руки чекистов к концу брежневских времён уже запачкались, голова глядела не в коммунизм, а в кассу, сердце остыло до температуры пива… Вы сами рассказали про детскую мечту об «органах», про любимую книжку «И один в поле воин» — разведчик-нелегал под маской нациста, подрывающий чужую страну.
Всегда под маской, то есть притворство 24 часа в сутки. А разве это не разъедает душу? Ваша главная гордость в 2008-м: «Я не пошёл на третий срок! Я соблюдаю Конституцию!» Но по сути вы назначили президентом своего чиновника, который каждые секунды помнил, что стережёт ваше место.
За Медведева стыдно. Летнее время, часовые пояса, какие-то лампочки… Он опять ради своих амбиций слетал на Курилы назло японцам. Япония возмутилась, а он сказал: «Реакция наших японских партнеров мне безразлична». В переводе на русский он сказал «мне наплевать на Японию». Скорее всего, говорил он это в японский микрофон, а мы видели это на экранах японских телевизоров.
Всем нам, увы, приходится сталкиваться с наглостью, низостью, хамством и глупостью. Даже по отдельности эти «вещи» трудно перенести. А уж когда всё сразу… Южные Курилы — не просто клочки земли, из-за которых идёт формальный спор. У японцев там могилы отцов, дедов, прадедов… Ещё живы те, кого по приказу Сталина депортировали оттуда в 1947 году. Они помнят, потому что тогда были подростками. Теперь им за 80.
А наши, которых тогда поселили там, не помнят ничего; умерли. У депортированных продолжительность жизни около 90, а у наших островитян около 50. Но если мораль там у вас, наверху, как аргумент не рассматривается, то существуют материальные доводы: выгода, деньги, барахло. «Плевать, что думают японцы», — сказал человек, который ежедневно пользуется тем, что сделали японцы: автомобили, часы, телефон, радио, ТВ, компьютер… А что сделал он?
Когда Медведев плюёт на Японию — это рекордный по высоте плевок. Япония — третья экономика мира; она на первом месте в мире по продолжительности жизни. А кроме того, международные отношения (в том числе и в такой форме) — это дело президента, а не премьера.
Японцы, может, и забудут, но важно другое. Вот какого человека вы сделали «президентом», а теперь — премьер-министром России. В интересах страны или ради собственного удобства? (Особо глупая часть оппозиции верила, будто он демократ, не понимая, что демократ не может, не должен закрывать глаза на фальсификацию выборов и по договорённости передавать президентство.)
Девушки спели «Богородица, Путина прогони». Теперь они сидят в тюрьме. Кого они оскорбили: церковь или вас? Допустим, оскорблена церковь и православная вера. Тогда этим преступницам полагается анафема. Церковь строга. Даже Лев Толстой за свои писания был отлучён. Но в тюрьму его не посадили.
Полиция, сыщики, следователи — ваши. Тюрьмы — ваши, а не церковные. В Уголовном кодексе нет статьи «Кощунство». Всем ясно: если бы они пели «Слава Путину», то церковники, может быть, их пожурили; но полиция их бы не искала и не сажала. Они четвертый месяц сидят в тюрьме, до суда; без приговора. Идёт сбор подписей за их свободу. Уже в первой сотне подписавших были такие уважаемые имена, что теперь увеличивается только число обратившихся; моральная правота требования от этого не меняется. Даже если эти девушки вас ненавидят — это не повод разлучать их с детьми.
Даже если вы ненавидите этих девушек — этого недостаточно, чтобы лишать их свободы. Мало ли, кого вы ненавидите.
Одновременно с уничтожением хулиганок идёт другой процесс. Мы в «МК» уже 13 раз писали вам про уничтожение заповедного леса на берегу реки Сходня. Кричали: спасите! помогите! Глядь — в «Коммерсанте» (5 июля 2012 г.) появилось письмо президенту: «Уважаемый Владимир Владимирович! Мы обращаемся к Вам как к гаранту Конституции и человечности…