Г-н президент, танковый биатлон видали? аплодировали?
Как же хорошо, что новый министр обороны Сергей Шойгу начал воплощать идею Всемирных Военных Игр. Эта мысль пришла мне в голову 20 августа 1991 года, когда танки бессмысленно ёрзали по улицам Москвы — ровно 22 года назад. Хотелось, извините, малость осчастливить человечество, убавить мировую агрессию и возродить престиж Русской армии. Этого энтузиазма тогда было много, не считая, конечно, сотрудников КГБ. К Борису Ельцину меня не пустили; он был тогда на седьмом небе, наслаждаясь успехами своего руководства. Правительство Гайдара, как и последующие, интересовалось исключительно деньгами. Я поделился своей идеей с Явлинским, но, увы, он не стал ни президентом, ни премьером, так как Березовский предпочел другого кандидата. Рассказал молодым миллиардерам, но те трусливо отвечали: «Пусть нам сверху скажут». В 2000-м, когда президентом стали вы, я передал главе вашей администрации Александру Волошину текст для вас. Позже Волошин сообщил, что вы прочли и вам понравилось. Вот этот документ — то ли меморандум, то ли служебная записка, то ли заявка на изобретение.
ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
- Россия должна возродить армию. Армия у нас нищая и деморализованная. Экономическим путем ее возродить невозможно. Денег, сопоставимых с американскими расходами на армию, всё равно нет и не будет. Даже если бы деньги были, это не решило бы проблему. Разложившаяся армия пропьет и разворует любые средства. Это всё равно, что пытаться возродить алкоголика, дав ему много денег. В том же положении сейчас находится и страна. Нужны гордость, престиж и энтузиазм. Гордый (пусть и бедный) побеждает равнодушного (пусть и богатого). Боевой дух имеет основополагающее значение, иначе — поражение. Как вернуть армии престиж? Как вызвать энтузиазм у подростков? Армия воспринимается как непрестижная, опасная для здоровья и жизни, а большинство умных, амбициозных, талантливых подростков уклоняются от службы.
- Спорт (в том числе Олимпийские игры) — заменитель войны. Это наглядно видно даже из спортивных терминов: победа, поражение, атака, оборона… За спортивные победы вручают ордена и все говорят: «престиж страны», «защитили честь Родины!». Даже те, кто не интересуется спортом, на Олимпиаде смотрят всё, что угодно, лишь бы увидеть победу Родины. Три миллиарда зрителей Олимпиады — это колоссальный интерес к сражениям стран.
- Престиж спортивных побед производит магическое впечатление на подростков. Они, не жалея сил, пыхтят на тренировках. Никакие деньги не могут заставить их так работать. Только жажда победы, успеха и славы. Миллионы стремились в хоккей, потому что наши хоккеисты победили бы и шведов, и канадцев, несмотря на то что были совершенно нищими по сравнению с профессионалами НХЛ.
- Предлагается новая форма состязания стран. Это своего рода возрождение средневекового обычая, когда две армии сходились в бою, но потом королям становилось жаль терять бойцов. Договаривались, чтобы от каждой армии выходил лучший рыцарь, а результат их поединка учитывался как результат сражения. Это поднимало дух рыцаря, который защищал Родину, и его ответственность возрастала. Отдельные рекорды на Олимпиадах имеют ту же природу.
- Невозможно даже представить, как будут болеть люди за успех своей армии. Эти страсти мгновенно затмят все олимпийские… Это приведет к невероятным ценам за право трансляций, рекламу, ставкам в тотализаторе и восстановлению рынка оружия. Успех в состязании эффективнее всех международных выставок. Когда весь мир увидит, чей танк сильнее, станет трудно не купить его, ведь успех сработает лучше, чем любые демонстрации.
Пусть это всего лишь игра. Но, во-первых, эта игра — одна из самых популярных в мире, а во-вторых, разве сто лет назад кто-то мог предположить, во что превратится затея Пьера по возрождению Олимпиад? Для нас это и престиж (если наши Вооруженные силы способны найти 25 суперменов), и деньги. Расходов никаких, так как техника и люди уже есть. Какие ресурсы нужны для перебросок и высадки военных групп, так как это уже предусмотрено бюджетом. Это предложение основано на идее и энтузиазме, не запятнанной никакими клановыми интересами. Когда кто-то откажется от честного состязания, он публично признает свой страх, какие бы отговорки ни выдвигались.
Если к идее примкнут хотя бы несколько стран, американцам будет трудно уклониться от участия. Нужны всего лишь:
- Закрепить приоритет России.
- Возглавить международный оргкомитет новой игры.
- Выиграть минимум половину видов соревнований.
Сначала участников будет немного: Россия, США, Китай, Израиль, Ирак, Египет… Представьте себе битву между американцами и иракцами, евреев и египтян, или нас с кем угодно… Такого мир ещё не видел. И за это он будет платить. Кроме того, вся Европа будет болеть за нас, когда мы встретимся с американцами… Помимо денег мы получим то, чего не купишь — наши молодые люди захотят идти в армию, ведь только там они могут быть отобраны для участия в таких зрелищах.