Предстоящие парламентские и президентские выборы ставят перед внесистемной оппозицией исторический водораздел: хочет ли она продолжать бороться, чтобы выйти из маргинальной ниши и добиваться реальных политических целей, или обидевшись на отказ в регистрации Парнаса, заберет свои игрушки и объявит обидчику «бойкот». Грустно наблюдать, как многие коллеги по оппозиции стремительно откатываются на обочину национального политического процесса, самоустраняясь из легальной политики и погружаясь в пучину разного рода «неучастий» и «бойкотов».
Самое неприятное, что ведь это уже происходило в нашей недавней истории. Напомню о примере мощнейшей подпольной оппозиционной организации советского времени – Народно-трудовом союзе российских солидаристов (НТС). НТС был не сравнить с нынешними оппозиционными структурами. Членами НТС, которую в СССР именовали «диверсионной фашистской организацией», были люди несгибаемой воли, готовые не только на тюрьму, но и на смерть ради своих идеалов. Многие из них были убиты террористами КГБ за рубежом.
НТС была самой массовой и сплоченной оппозиционной организацией в СССР, созданной эмигрантами второго поколения. К середине 1980-х НТС имела четкую организационную структуру и значительные финансовые ресурсы. Действуя легально за рубежом, а в СССР до 1987 года подпольно, НТС распространяла тонны агитационной продукции, издавала сотни книг и журнал «Посев», владела офисами и даже издательством в ФРГ, наладив хороший сбор средств. Среди членов НТС были такие личности, как диссидент Юрий Галансков и писатель Василий Аксенов.
В Советском Союзе НТС играла ту же непримиримую роль, что и внесистемная оппозиция в современной России. Эту оппозицию в политику не допускали, всеми силами преследовали, но, несмотря на трудности, она продолжала организованную борьбу с советским режимом. В конце 1980-х преследование НТС на территории страны было де-факто прекращено, и организация получила возможность вести официальную деятельность. Однако это привело к самоустранению от участия в открывшейся официальной политике. НТСовцы считали перестройку спецоперацией КГБ и заняли сектантскую позицию неучастия в выборах народных депутатов СССР и РСФСР, ссылаясь на их недемократичность.
Действительно, те выборы сложно было назвать демократическими: для выдвижения кандидата требовалось согласие трудового коллектива или общественной организации, а все предприятия были государственными. Многие оппозиционеры получали отказ в регистрации. В документах НТС «Не надеяться, а действовать» (1987), «Не перестраивать, а строить заново» (1988) прослеживались мысли, схожие с рассуждениями современных сторонников «бойкота». В «Нашей политической программе» говорилось о необходимости проведения свободных выборов, что станет возможным только при отсутствии КГБ и финансовых привилегий КПСС.
В Уставе НТС указывалось, что первоочередная задача Союза – активно содействовать переходу страны к свободным выборам, где НТС выдвинет своих кандидатов. Однако НТС, являясь неполитической партией в период перестройки, не принимала участия в политических битвах на уровне власти. НТСовцы заявляли, что их время – в будущем, цель – создать условия для политической силы, способной вывести страну из хаоса.
В то время, когда НТСовцы соблюдали обет политического воздержания, Борис Ельцин и «Демократическая Россия» пошли на нелегитимные выборы и выиграли, в то время как НТС была забыта. Даже после 1991 года, когда были выполнены все формальные требования НТС, никакого «будущего» для них не наступило. Они остались лишь прошлым – пусть и героическим.
В 2000 году, в канун 70-летия НТС, очевидцы вспоминали о лидерах НТС, жаловавшихся на то, что у них есть структура и программа выхода из кризиса, но их не приглашают участвовать в управлении страной. Читая об этом, невозможно не провести аналогии с коллегами по нынешней оппозиции. В ближайшее время мы увидим окончательное отделение «первых ступеней» — тех оппозиционеров, которые не смогут найти себя в новой политической реальности и окончательно потеряют влияние.
Они не уйдут совсем – будут писать обличительные памфлеты в блогах и на небольших оппозиционных сайтах. Но политика не прощает нерелевантности. Если большинство населения не воспринимает выборы как нелегитимные, а на выборах есть хоть какое-то пространство для маневра, значит, надо действовать. Те, кто выбирает высокомерный протест и горделивое ожидание светлых времен в одиночестве, обречены.
Результаты голосования 5 декабря покажут, что процент недействительных бюллетеней по стране будет равен или меньше 1%. Вторая неудача оппозиционеров, призывающих к бойкоту, подорвет их авторитет, и их просто перестанут слушать. Уже можно заметить динамику: опрос на июль показал, что чуть более 50% поддерживают голосование по «варианту Навального», а в недавнем опросе – уже почти две трети голосующих. Аргументы «бойкотчиков» явно не оценили.
Но не время горевать – время действовать. Впереди парламентские и президентские выборы. Необходимо агитировать за «вариант Навального» на выборах в Госдуму и выдвинуть кандидата от оппозиции на выборах президента.