Итак, вынесено решение суда первой инстанции по иску Геннадия Тимченко к Борису Немцову и мне. Краткая предыстория: миллиардер и друг Путина Тимченко, зарабатывающий на торговле нефтью российских государственных компаний, подал в суд на наш доклад «Путин. Итоги», требуя защитить его «честь и достоинство». Дело рассматривала судья Анна Пашкевич – та самая, которая ранее рассматривала иск Лужкова к Немцову. Тогда она проявила мужество, отклонив большинство требований Лужкова и признав не соответствующей действительности лишь одну фразу доклада Немцова: «Для многих москвичей давно не секрет, что коррупцией пронизаны все уровни московской власти. Нам очевидно, что тлетворный для московских чиновников пример – Ю. Лужков и его жена». Понятно, что, работая в полностью зависимом от Лужкова московском суде, нельзя было обойтись без жестов в его пользу.
Сами судите, насколько фраза не соответствует действительности. Сейчас это решение оспаривается Немцовым в Европейском суде по правам человека. Сегодня ситуация оказалась намного серьезнее. Судья Пашкевич признала не соответствующими действительности две фразы доклада: «Старые друзья Путина, которые до его прихода к власти были никем, – Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, братья Ротенберги – превратились в долларовых миллиардеров» и «Есть основания полагать, что все эти Тимченко, Ковальчуки, Ротенберги – не более чем номинальные владельцы крупной собственности, а реальным бенефициаром является сам Путин».
Мы решительно не понимаем, что здесь может «не соответствовать действительности». Что Геннадий Тимченко – старый друг Путина? Что он имел весьма скромные доходы до прихода к власти Путина? Что сейчас он долларовый миллиардер? Что структура бенефициаров нефтетрейдера Gunvor непрозрачна, и есть основания подозревать, что к нему имеет отношение лично Путин? Замечу, что в ходе судебного заседания представители Тимченко официально отказались отвечать на вопрос, является ли он совладельцем Gunvor.
В процессе судебного разбирательства мы представили множество доказательств своей позиции: декларации о доходах г-на Тимченко, поданные в конце 1990-х – начале 2000-х в налоговые органы Финляндии, фактические свидетельства неформальных связей между Тимченко и Путиным, материалы из лондонского суда по различным делам, касающимся Тимченко. Непонятно, какие еще доказательства нужны для подтверждения нашей правоты.
Суд также постановил взыскать с нас с Немцовым по 100 тысяч рублей в пользу Тимченко. Интересно, парень торгует нашей нефтью по непонятным схемам, зарабатывая на этом сверхприбыли, а мы с Немцовым ему еще и должны. Мы еще раз убедились, насколько несправедлив и зависим от власти сегодня российский суд. Правосудия в стране больше нет.
Теперь понятно, к чему была спешка: ежедневные заседания по делу в последние три дня, перенос вынесения окончательного решения на 10 утра, хотя по существу обстоятельства дела были рассмотрены уже давно. Очевидно, что это решение – следствие тотальной зависимости суда от исполнительной власти. Из трех оспариваемых фраз две, упоминающие Путина, признаны не соответствующими действительности. Одна фраза – о том, что «государственные нефтяные компании экспортируют значительную часть нефти через компанию Gunvor» – не была опровергнута судом, хотя адвокаты Тимченко пытались доказать, что источник его богатства – не сотрудничество с госкомпаниями, а его «невероятные бизнес-таланты», которые почему-то не проявлялись до прихода к власти его друга Путина.
В общем, мы уверены в своей правоте, считаем решение суда политически мотивированным, будем его оспаривать и бороться дальше. Вот мой комментарий по этому поводу.