Андрей Илларионов присоединился к господам Попову, Лужкову, Хинштейну и другим, решившим оттоптаться на памяти Егора Гайдара. В своей критике он упоминает и мое имя. Господин Илларионов пишет: «Кампанию «морального перевоспитания» московских мэров чуть было не испортил В. Милов, решившийся «вступиться за Е. Гайдара»: «Достаточно посмотреть официальную статистику – что, в 1992 году было зафиксировано какое-то заметное число смертей от истощения? Нет, не было. Рост смертности от убийств, алкогольных отравлений – да, был. От голода – нет… можно найти данные о средней суточной калорийности потребленных продуктов питания в среднем на члена домохозяйства в целом по России… В 1992 году она снизилась до 2438 килокалорий. Это голодом называется?..». В этом контексте В. Милов, «вступившись за Гайдара», опроверг обе стороны спора – и Чубайса, и Лужкова с Поповым. Если, по Чубайсу, Гайдар «спас страну от голода», то необходимо представить фактические подтверждения.
В данном случае и я, и Чубайс говорим об одном и том же: голода в 1992 году не было. Не было, благодаря либерализации цен, осуществленной Гайдаром, которая наполнила пустые прилавки товарами. Если бы не было реформ Гайдара, голод бы был. Реформы произошли – и голода не было. Гайдар действительно спас страну от голода. В чем противоречие, можно понять? Чем это я «опроверг Чубайса»? Интересно, в состоянии ли господин Илларионов правильно воспринимать те слова, которые анализирует и комментирует?
Существует одна болезнь, характеризующаяся тем, что пациент «не в состоянии ясно понять несовместимость своих противоречий, особенно мыслительных». Не хочу называть эту болезнь, чтобы никого не оскорблять, но, думаю, читатели сами догадаются – в крайнем случае можно поискать в интернете, скопировав туда упомянутый мной симптом.
Честно говоря, вспоминая про «экономический бум» (и настойчивость, с которой пропагандируется мысль об «экономическом буме», при явном отсутствии такового и отказе признать наличие «бума» всеми остальными экономистами), склонен думать о том, что диагноз верный. Возникает вопрос: был бы голод, если бы не реформы Гайдара? Конечно, легко упрекнуть и меня, и Чубайса в использовании сослагательного наклонения: если бы да кабы, кто знает, что было бы. Но для этого я в своем посте о Егоре Гайдаре, на который ссылается господин Илларионов, специально привел ссылку на текст постановления Комитета по оперативному управлению народным хозяйством СССР от 31.08.1991 г. «О неотложных мерах по обеспечению населения продовольствием», который непосредственно предлагал ввести в стране продразверстку из-за угрожающих проблем в заготовке продовольствия. Это дает реальное представление о продовольственной ситуации в стране в 1991 году. Эту часть моего поста Илларионов предпочитает не цитировать.
Впрочем, его склонность к искажению сути доводов оппонентов (в том числе путем их избирательного цитирования) и манипулирования фактами давно известна. Его доводы, основанные на том, что раз голода в 1992 году в России не зафиксировано, то рассуждения об угрозе наступления голода якобы «безосновательны», являются странными. При этом господин Илларионов сам признает, что в конце 1991 года в стране имела место «быстро разваливавшаяся система централизованного снабжения» и «серьезные проблемы с поставками продовольствия в крупные города», а в ряде республик бывшего СССР факты массового недоедания действительно имели место.
Явно, что здесь требуется вмешательство медицины. Дальше начинается прямое и бесстыжее шулерство. В этом контексте анализируется плохая динамика ряда показателей – средней калорийности потребленных продуктов питания на человека, смертности и продолжительности жизни в течение 1990-х годов. Этот «анализ», в духе передовой коммунистической пропаганды, подводит читателя к мысли о том, что во всем виноваты реформы Гайдара. В чем шулерство? В том, что все эти тенденции начались еще в советское время. Рост общей смертности наблюдается с 1970 года (с короткими перерывами в 1981-82 и 1986 гг.).
В 1991 году в России умерло на 200 тысяч человек больше, чем в 1986 году. Смертность на 1000 человек начала расти в 1987 году. Снижение ожидаемой продолжительности жизни началось в 1988 году. Средняя калорийность потребленных продуктов питания снижалась весь период 1980-х и в 1991 году (еще до прихода Гайдара в правительство) уменьшилась более чем на 15% против уровня 1980 года. Все эти тенденции остановились и сменились переломом в 1990-е годы через несколько лет после реформ Гайдара. Смертность начала снижаться в 1995 году. Продолжительность жизни – расти в 1995 году. Калорийность питания – расти в 1997 году.
Кто утверждает, что причиной перелома тенденции стала не новая, более эффективная экономическая система, основы которой были заложены реформами Гайдара, а что-то другое – пусть доказывает. Отказ учитывать факт, что ухудшение основных демографических показателей и качества жизни в России имеет корни во временах СССР, – это шулерство. Пытаться вызвать ассоциации только с реформами Гайдара – подлость. Использование таких приемов для оскорбления памяти Егора Гайдара – неприемлемо. Я сожалею, что в свое время подавал Андрею Илларионову руку. Это действительно является мифотворчеством и попыткой переписать историю – изображать никому не нужный указ о свободе торговли января 1992 года каким-то значимым документом, едва ли не более важным, чем гайдаровские реформы. Понятно, что никакой роли этот указ не играл, поскольку розничная торговля в основном осуществлялась в стационарных точках – магазинах, оптовых рынках, коммерческих палатках, а не индивидуальными торговцами в случайных местах. Основную роль в наполнении магазинов товарами сыграла гайдаровская либерализация цен, а не указ о свободе торговли.
На днях я был в Минске и встречался со своим другом, известным белорусским независимым экономистом Ярославом Романчуком. Он поделился со мной своим замечательным текстом о Гайдаре, размещенным в его блоге – рекомендую всем его прочитать. Было приятно узнать, что наследие Егора Гайдара адекватно оценивают и наши белорусские друзья. Однако чтение было омрачено случайной дальнейшей прокруткой постинга и комментариями к нему – где не обошлось и без очередной порции желчи от господина Илларионова. Вы можете все увидеть сами. Навязчивая идея – это тоже медицинское понятие.