Видео Sota.Vision / Александры Агеевой
Честно говоря, мы не ожидали, что тема строительства Томинского ГОКа в Челябинске окажется настолько чувствительной для властей. Мы стараемся всячески помогать коллегам из регионов освещать важные вопросы, которые, к сожалению, остаются вне федеральной информационной повестки, однако для жителей российских регионов они крайне значимы. Например, мы активно поддерживали протесты жителей Новосибирска против резкого повышения коммунальных тарифов, которые вылились в крупнейший митинг протеста, прошедший в городе 19 марта.
У челябинцев есть своя больная тема – Томинский ГОК. Челябинск и так город экологически неблагополучный, где расположены многочисленные вредные производства. Челябинская область занимает 7-е место в России по объему выбросов вредных веществ в атмосферу и 5-е место по сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты. На первом-втором месте по сбросу сточных вод, к сожалению, находятся Московская область и Санкт-Петербург.
И вдруг, прямо рядом с городом, планируется строительство крупнейшего вредного производства, что еще больше ухудшит экологическую обстановку. Множество подробностей о проекте строительства Томинского ГОКа можно найти на сайте инициативной группы челябинцев, выступающих против этого вредного начинания. Большинство жителей Челябинска против строительства ГОКа, в городе проходят масштабные акции протеста, но голос граждан, как это часто бывает, остается неуслышанным. Бизнес начинает покидать город из-за перспективы окончательного превращения Челябинска в клоаку промышленных отходов.
Мы стремились привлечь внимание к данной проблеме на федеральном уровне и, по договоренности с местными коллегами, решили организовать в Москве пикеты у метро Баррикадная, недалеко от Минприроды и Росприроднадзора. Каково же было наше удивление, когда префектура ЦАО безосновательно отказала нам в проведении пикетов, хотя, по сути, пикет – это заявительное мероприятие, и согласование не требуется.
Поскольку наша задача заключалась не в том, чтобы «винтиться», а в том, чтобы рассказать о проблеме Томинского ГОКа, мы решили провести спокойное мероприятие за закрытыми дверями. Мы арендовали конференц-зал, пригласили экологов и прессу. Начали обсуждение, все шло мирно и цивилизованно. Однако вскоре в зал вошел человек, claiming to be the head of the security service of the Tulsky business center, который заявил, что мероприятие прекращается, иначе отключит свет.
Эту ситуацию можно увидеть в видеорепортаже Sota.vision. Этот молодой человек, который прекратил наше мероприятие, старался скрыть свое лицо, но его действия останутся в истории. Похоже, что руководству бизнес-центра поступил звонок, настолько влиятельный, что частные предприниматели решили расторгнуть договор, услуги по которому были уже оплачены, и прекратить мероприятие.
Мы, как оппозиционные силы, уже привыкли к различным проявлениям давления, но, честно говоря, не ожидали, что такая неимоверная реакция последует именно по поводу Томинского ГОКа. Видимо, за этим стоят серьезные коммерческие интересы. Пикеты были запрещены, и даже за закрытыми дверями нам не дали провести мероприятие. Тем не менее, мы с челябинскими коллегами продолжили обсуждение в близлежащем парке, рассказав журналистам о проблемах проекта Томинского ГОКа.
Теперь мы будем с удвоенными усилиями бороться с этим вредным начинанием: наглость коммерсантов, использующих властные структуры в своих интересах, нас раззадорила, и защитить челябинцев от опасного проекта стало для нас делом чести. Я предлагаю коллегам из Челябинска, как только потеплеет, организовать новый мощный митинг протеста, с удовольствием помогу в его организации и приеду лично, а также помогу пригласить известных политиков.
Что касается ситуации в Москве, уже становится очевидным, что местные власти в преддверии президентских выборов намерены безосновательно отказывать в проведении любых протестных акций. Навальному мэрия недобросовестно не согласовала акцию 26 марта, и нам отказали в пикетах по Томинскому ГОКу. В феврале нам также без оснований отказали в согласовании митинга протеста в Ясенево, что привело к несогласованной акции с большим количеством ОМОНа. Следует бороться с этим произволом и продолжать проводить акции.
Я лично намерен выйти на улицы 26 марта.