В продолжение темы, поднятой в моем сегодняшнем видеокомментарии о Медведеве и зарплатах учителей, хочется выделить важные приоритеты действующей власти. Очевидно, что силовики и ненужные проекты для них важнее, чем инвестиции в человеческий капитал.
Еще в декабре я подробно анализировал федеральный бюджет на 2016 год. За последние восемь лет расходы на большинство силовых структур выросли вдвое, в то время как расходы на образование составляют всего 3%. Расходы на национальную безопасность и правоохранительные органы (1,3 трлн рублей) превышают расходы на образование (557 млрд рублей) практически втрое. Расходы на «национальную экономику» составляют 2,5 трлн рублей, что почти в пять раз больше суммы, выделяемой на образование. Именно там находятся все распильные проекты государства — так называемые «мосты в никуда», дотации госмонополиям за счет налогоплательщиков и многое другое.
В нормальной экономике финансирование должно осуществляться частными инвесторами, но в нашей стране все наоборот. На образование выделяются мизерные суммы, в то время как король госзаказа Ротенберг получает огромные прибыли. За последний год прибыль его крупнейшей строительной компании удвоилась, а он зарабатывает 555 млрд рублей в год только на госзаказах — столько же, сколько составляют все расходы федерального бюджета на образование.
При этом основная часть средств из бюджета идет на высшую школу, а расходы на начальное и среднее образование сбросили на регионы, которые при этом лишены налоговых поступлений и находятся в долговой яме. У них просто нет денег, чтобы повышать зарплаты учителям. Это — запланированная политика, проводимая более десяти лет. Затем мы удивляемся, почему результаты ЕГЭ в России ужасны, а школьники не знают элементарных вещей? Это произошло благодаря системному разрушению финансирования начального и среднего образования.
По данным международных сравнений, в развитых странах зарплата учителей составляет от 2 тысяч долларов в месяц (например, в Греции) до 5,5 тысяч в Швейцарии. В большинстве развитых стран учителя получают 3-4 тысячи долларов в месяц. Это и называется «вложения в человеческий капитал» — в будущее страны. В России же средняя зарплата учителей, согласно Росстату, колеблется между 350 и 400 долларами в месяц. Такой разрыв с развитыми странами абсолютно ненормален; разрыв по ВВП на душу населения составляет максимум 3-4 раза, тогда как по зарплатам учителей — 10 и более раз.
Это яркая иллюстрация приоритетов государственной политики за 15 лет управления Путина — силовики и прибыли Ротенберга стоят выше образования наших детей и будущего нации. Майские указания Путина 2012 года на этом фоне выглядят как лицемерие. В худших традициях российской бюрократии ради выполнения указаний повысили номинальную среднюю зарплату учителей, при этом убрав все надбавки, что снижает реальные доходы многих из них.
Это наглядно демонстрирует выстроенную Путиным систему управления — в условиях неподотчетности власти бюрократы выполняют формальные требования, не обращая внимания на реальные последствия своих действий. Результаты выполнения этих указов можно увидеть на видео, доступном в сети.
Что касается силовиков, то я согласен, что полицейским нужно платить достойные зарплаты. Но возникает вопрос: зачем их так много? В развитых странах на 100 тысяч человек населения приходится 350-500 полицейских. У нас же их 700. И зачем в таком количестве нужны толстопузые генералы и полковники?
Нам необходима сильная районная полиция с сержантами, лейтенантами и капитанами, однако постоянное патрулирование отсутствует. Преступность растет, а полиция проводит время в отделениях за бумажной работой, раскрываемость преступлений крайне низка. При этом количество полицейских генералов в стране зашкаливает, а они получают квартиры от черных риэлторов. Никакой безопасности, никакой правопорядка — на эти цели тратится полтора триллиона рублей в год, в то время как на образование выделяют мизерные суммы.
Такие приоритеты действующей власти неудивительны. Поэтому важно прийти на выборы 18 сентября и проголосовать против «Единой России».