Боря

Дорогой Боря! Ты был выдающимся сыном нашей России. Ты давал нам надежду в 90-е среди всей этой толпы убогих красных директоров, вчерашних партаппаратчиков и комсомольцев, занятых только дележкой советской собственности в свою пользу. В то бурное время ты ничего не захапал для себя, что было нетипично для человека с твоим статусом «потенциального преемника». Мы все это помним.

Я хорошо помню, как ты сжег свою репутацию, грудью встав против попыток Б. и Г. отхватить себе «Связьинвест», что стоило тебе карьеры — когда потом Ельцин сказал тебе, что «устал тебя защищать». Я помню, как ты пытался проводить реальные реформы в тот момент, когда всем было пофиг, и эти «все» бегали между Таней и Валей и МВФ, а ты был одним из немногих, кто думал о стране.

Я хорошо помню, как на думских выборах 2007 года, когда околовластные либеральные конформисты скурвились и пытались всеми силами охаживать Кремль, ты единственный выходил на митинги радикальной оппозиции и требовал смены всего курса и всей системы, когда это еще не было модно. Один очень известный тогда человек сказал мне: «Если у кого и осталось на прошедших думских выборах достоинство, то это у Бори Немцова и СПС». Это сейчас этот чувак пишет запутинские статьи о том, как Запад накосячил в Украине, коварно пытаясь втянуть ее в НАТО. А тогда он втайне восторгался тобой.

Я помню, как после тех выборов ты позвонил мне и предложил написать доклад о Путине. Это сейчас все знают о том, кто такие Ротенберги и Тимченко, а тогда энтузиастом антикоррупционной темы был ты. Ты первый вывел эту тему в мейнстрим, чтобы все об этом говорили.

Я помню, как ты лично обошел пол-Сочи ногами, два месяца ходил по дворам и подъездам, чтобы пообщаться с обычными людьми и рассказать им о том, что городом можно управлять совсем по-другому, и жить в нем можно иначе. Я помню лица этих людей. Ты уходил на другие встречи и не слышал этого, а они оставались и долго обсуждали, какой ты крутой.

В последние годы мы с тобой разошлись, и я откровенно недоумевал — зачем тебе эти все бегания по одиночным пикетам, задержания милицией, твиты из автозака, аресты на 15 суток. Но никто не может сказать, что это недостойно уважения — ты, бывший вице-премьер, которого Ельцин представлял своим преемником Клинтону и Колю как будущего правителя России, считал возможным бороться с авторитарной путинской системой просто в буквальном смысле, невзирая на все неудобства и дискомфорт.

Это было крайне нетипично для политика крупного уровня — не убегать от риска быть задержанным, посаженным в крохотную бетонную камеру на Новый год, накормленным какой-то непонятной едой в изоляторе, стоять под дождем в пикетах и приходить туда пешком без охраны, постоянно подвергаться поливу дерьмом и получать в лицо зеленкой от провокаторов. Это было совершенно нетипичное поведение для тех, кто хоть раз попал на высшую ступень государственного управления в России.

И это давало новую надежду — на то, что не все так плохо в нашей стране, раз есть люди, готовые поступиться своим былым статусом ради мечты о будущем нашей страны. У нас были с тобой большие разногласия, из-за чего ты на меня был злой, а я на тебя. Но ты же понимаешь прекрасно, в чем ты был неправ — думаю, что и я понимаю, в чем был неправ я.

Помнишь, как мы с тобой шутливо обсуждали, что у тебя день рождения в один день с Ленноном (9 октября), а у меня с Маккартни (18 июня)? В итоге мы начали снова совместно работать, потому что появилась большая цель. Вот наша последняя совместная фотография… Не злись на меня за всякую ерунду. Прости меня за все. Ты был велик.

Я очень рад, что судьба свела нас вместе. Я и мои близкие, друзья, коллеги — мы тебя никогда не забудем. Все наши споры были уместными, когда ты был жив и в добром здравии. Сейчас это все — для мемуаров. Я бы многое отдал, чтобы посидеть и выпить с тобой, чтобы высказать тебе прямо все, что я о тебе думаю, и не сомневаюсь, услышать что-то похожее в ответ. Ты должен понимать, что все это было не зря. Люди, которые хотят перемен в России, всегда будут тебя помнить и чтить твое имя. Ты этого заслужил.

Теперь всем остальным. 1. Хватит выть. Боря бы ваше вытье никогда не одобрил. Он всегда смотрел вперед. Ради Немцова — возьмите себя в руки. Надо с трезвой головой обсудить, как мы им отомстим. 2. Я не верю в «бытовые» и «криминальные» версии убийства. Такие убийцы прекрасно понимают, о ком идет речь, что это убийство сверхвысокого профиля, что за ними тут же начнет охотиться вся королевская рать, да еще чтобы показно повесить их, типа «мы следим за порядком в стране вне зависимости от». Я также ни секунды не верю в «мертвую зону без видеокамер» — я, как бывший чиновник, прекрасно представляю себе это место, это вотчина спецслужб.

На мой взгляд, версии две: (1) Немцова убили власти, (2) Немцова убили какие-то отморозки из числа «новоросснутых на всю голову», чье насилие и сумасшествие было спровоцировано имперской истерией властей последнего года. По моей личной оценке (я могу ошибаться и не претендую на истину, это просто личная оценка), соотношение минимум 60 на 40 в пользу версии (1) (власти). Цель? Номер раз: Немцов был очень важным оператором протестной активности, координировавшим усилия совершенно разных политических сил и обладавшим серьезными организационными и финансовыми возможностями, и власти это прекрасно знали. Сопоставимого такого оператора-координатора на земле, признаваемого всеми, нет — у других есть всякие конфликты. Цель номер два: страх. Если вы хотите заставить людей заткнуться по части резкой критики власти, кого вы выберете в качестве мишени? Есть другие кандидатуры сопоставимого масштаба? Я имею в виду заткнуться раз и навсегда? Вот вам и ответ.

3. Тем, кто хочет запугать оппозицию, заставить ее побросать знамена и уехать из России: ничего не выйдет. Гнить на свалке истории будете вы. Но мы вам в этом поможем. Как говорил один ваш идейный предшественник, когда убили его старшего брата — а он был неглупый человек — «мы пойдем другим путем». 4. Обязательно выходите на оппозиционные акции в ближайшие дни. Ни в коем случае нельзя бояться и сидеть дома. Нормальных людей уже на улицах отстреливают за их взгляды и позицию, это нельзя терпеть. Выходите. Не даю ссылок сейчас, куда и как идти, потому что вижу — оппозиция обсуждает разные варианты. Лично я завтра по прилете в Москву сразу поеду на место убийства, возложить цветы и отдать дань памяти. Но только ни в коем случае не сидите дома. Боря, покойся с миром. Мы тебя никогда не забудем.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы