По газовому противостоянию с Украиной

Универсальное пояснение, потому что много спрашивают. В настоящее время газовое противостояние России и Украины разворачивается по трем направлениям: цены, требование оплаты долга по старым поставкам и условия новых соглашений. По ценам говорить не о чем — у Газпрома сложилась такая дичайшая разнобойка в контрактах с различными странами, что цена становится предметом двусторонних переговоров и ничего более. Журналисты интересуются, какая цена газа для Украины была бы справедливой. Но откуда мне знать? У нас для Китая считается справедливой цена менее $400 за тысячу кубометров, в то время как Япония покупает газ по $570. С другой стороны, мы снижаем цену для Литвы до $426 за кубометр в первом квартале этого года, а с Украины требуем $486. Все это не имеет никакого отношения к «справедливой цене» — это чистая газпромовская эквилибристика.

Что касается долга Украины за поставленный газ, здесь, безусловно, долги нужно погашать. Однако общая дебиторская задолженность Газпрома составляет полтора триллиона рублей. Это примерно 10% от общей суммы задолженности. Украина частично начала погашать долг, но мы знаем о трудностях в стране. По сравнению с другими дебиторами нельзя не заметить избирательное праведное возмущение неплатежами. Зачем не сесть и не составить взаимоприемлемый график платежей? Вместо этого идёт пиар-истерия.

Ценой этих пиар-истерик является то, что «Газпрому» пока не удалось избавиться от зависимости от украинского транзита. В прошлом году объем транзита составил 86 миллиардов кубометров, что более половины нашего экспорта в Европу. Свободные мощности на других направлениях составляют всего пару миллиардов на Голубом потоке и 31 миллиард на Северном потоке. Однако эта мощность фактически занята под поставки в Западную Европу, которые сдерживаются отсутствием разрешения на прокачку газа по газопроводу OPAL в Германии. То есть просто так их не задействуешь. Даже если отнять эти 31 миллиард, остается более 50 миллиардов кубометров транзита, который физически некуда направить.

В то же время Украина резко уменьшает зависимость от российского газа. В прошлом году страна приобрела у России менее 26 миллиардов кубометров, по сравнению с 53-54 миллиардов всего лишь 7 лет назад. Этот отказ от российского газа стал следствием множества газовых войн, развязанных Газпромом. За 4 месяца текущего года Украина сократила потребление газа еще на 13%. Часть объемов Украина найдет на стороне, заменит углем и мазутом, некоторые ресурсы добывает сама. Основные газодобывающие мощности сосредоточены в Харьковской и Полтавской областях, где ситуация более-менее спокойная.

При этом зависимость Газпрома от украинского транзита остается серьезной и безальтернативной. В летние месяцы необходимо закачать около 20 миллиардов кубометров газа в украинские хранилища, иначе осенне-зимний сезон поставок в Европу может быть сорван. Если дальнейшие переговоры не приведут к результатам, существует вероятность повторения ситуации с перекрытием транзита, как в 2009 году. Газпром уже заявил, что «в случае отсутствия предоплаты газ будет поставляться в объемах, необходимых для транзита европейским потребителям». Однако это лукавство: чтобы обеспечить транзит, необходимо иметь рабочие газоперекачивающие агрегаты, которые требуют топлива, а его неоткуда взять, кроме как из самой трубы.

Таким образом, Украина будет вынуждена отбирать топливный газ для газоперекачивающих агрегатов из трубопроводов, на что она имеет право по контракту и должна это оплатить. Газпром тут же начинает обвинять в «воровстве газа», хотя ни одного случая не удалось доказать в суде. Этот спектакль мы видели в январе 2009 года. Зачем сейчас ссориться с ключевым транзитом, от которого мы зависим гораздо сильнее, чем Украина от нас по потреблению газа?

Причины две. Во-первых, с пропагандистских позиций Украина выставляется «плохим партнером», который постоянно что-то не платит и ворует. В то время как Китай, который получает газ по себестоимости и на $200 дешевле, чем японцы — хороший партнер. Во-вторых, нужно продавить европейцев на согласие по строительству «Южного потока». Вокруг этого проекта сейчас сгущаются тучи, и Еврокомиссия требует приостановить его реализацию. Необходимо во что бы то ни стало показать, что без обходных путей в обход Украины не обойтись.

В итоге, Газпром снова ведет дело к газовой войне, когда с важным транзитным партнером следовало бы проявить гибкость. С Китаем же проявили. Тем не менее, в Европе все больше людей, понимающих, откуда берутся проблемы. В дружественных нам странах, таких как Болгария, Словакия и Венгрия, нарастает понимание необходимости газовых перемычек с Западной Европой, чтобы упростить доставку импортного сжиженного газа. На этом все и закончится, судя по тому, как Украина за 7 лет более чем вдвое сократила закупки российского газа в ответ на ценовой шантаж.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы