Тема, безусловно, актуальна, и по ней поступило много комментариев. Чтобы не растекаться мыслью по древу, постараюсь изложить суть ситуации кратко.
В соответствии с нормативными документами, выделенные полосы должны быть нанесены на определенных улицах. Часть полос уже введена и функционирует с различной эффективностью, однако в целом все они полностью оправдывают своё существование — по выделенным полосам ежедневно проезжает почти 600 000 пассажиров. Цифры на схеме показывают пассажиропоток по конкретной полосе в день.
На прошедшей субботе в ходе обсуждения с руководителем Департамента транспорта были рассмотрены все вопросы, касающиеся выделенных полос, и принято решение о дальнейшем вводе этих полос в эксплуатацию, которые обозначены на следующей картинке фиолетовым цветом.
В 2012 году планируется ввести 93 км выделенных полос на следующих участках: Комсомольский проспект — Проспект Вернадского (от Садового Кольца до Ленинского проспекта); Профсоюзная улица (от улицы Гарибальди до МКАД); Варшавское шоссе (от 1-го мкр Щербинки до МКАД); Большая Дорогомиловская улица (в направлении к центру, на всем протяжении); Алтуфьевское шоссе (от Сигнального проезда до МКАД); Люблинская улица (от проектируемого пр. 5396 до Волгоградского проспекта); улица Большая Полянка — Ленинский проспект (от Большого Каменного моста до МКАД); Проспект Андропова — улица Большие Каменщики (от метро «Коломенская» до 3-го Крутицкого переулка в оба направления, от 3-го Крутицкого переулка до Таганской площади только в направлении центра); Проспект Маршала Жукова — Звенигородское шоссе (от Крылатской улицы до улицы 1905 года); Дмитровское шоссе — Новослободская улица (от МКАД до Вадковского переулка); Ленинградское шоссе (от МКАД до Ленинградского проспекта).
Решение принималось на основании фактических данных о пассажиропотоках и количестве единиц общественного транспорта в час пик на указанных участках. Для принятия решения была определена точка: 20 единиц в час, то есть 1 автобус каждые 3 минуты. В тех местах, где интенсивность движения автобусов МосГорТранса ниже, рассматривался вопрос о необходимости и возможности увеличения интенсивности, а также наличие транспорта частных перевозчиков, которые также являются законными пользователями выделенной полосы.
Некоторые из полос были решено не вводить, современные изменения в нормативную базу находятся в разработке. Эти участки небольшие, многие из них даже не были размечены, где-то уже заменили асфальт, и нанесение разметки требуется заново. Причины для такого решения: отсутствие необходимости в выделении полосы по интенсивности транспортного потока, большое количество правых поворотов и сложности в изменении организации движения, незначительные объемы движения общественного транспорта и отсутствие предпосылок для его увеличения.
Ликвидируемые полосы обозначены желтым цветом. Таким образом, выделенных полос не будет на: Смоленской улице (на всем протяжении в обоих направлениях); Большой Дорогомиловской (от центра, от Бородинского моста до угла д. 17 по Кутузовскому проспекту); улице Красная Пресня (на всем протяжении, в обоих направлениях); Новослободской улице (в обоих направлениях, от Вадковского переулка до Лесной улицы); проспекте 60-летия Октября — Профсоюзной улице (оба направления, от площади Гагарина до улицы Гарибальди); проспекте Мира (оба направления, от площади Рижского вокзала до Садового кольца); на улице Большие Каменщики — Новоспасском проезде (от центра, от Таганской площади до 3-го Крутицкого переулка).
Также существует ряд полос (обозначенные оранжевым), по которым решение еще не принято, требующие дополнительного изучения. Это: Садовое кольцо, улица Сретенка — улица Большая Лубянка (от Садового кольца до площади Воровского); Кутузовский проспект — Можайское шоссе (от Дорогомиловской заставы до МКАД); Шоссе Энтузиастов, улица Сергия Радонежского (от 3-й Владимирской улицы до Андроньевской площади); Киевское шоссе (от МКАД до аэропорта «Внуково»); Марксистская улица (от Таганской площади до Абельмановской улицы, в направлении от центра).
В заключение, опыт установки делиниаторов на выделенной полосе на Озерной улице показал очень хорошие результаты. В настоящее время каждая введенная полоса и каждая собираемая к вводу изучаются на предмет возможности установки аналогичных делиниаторов. Также внимательно исследуются и проверяются жалобы водителей на неудачную разметку, и там, где мы согласны, будут внесены изменения.
Наконец, в прошедшую субботу, в рамках объезда мест реконструкции трамвайных путей, было принято решение ускорить подготовку предложений по максимально возможному повышению эффективности трамвайной инфраструктуры. Очевидно, что потенциал использования трамвая далеко не исчерпан. Трамвай должен получить максимальные преимущества в движении перед автомобилями. В ближайшее время к выделенным полосам общественного транспорта добавятся полосы с выделенными трамвайными путями, которые сейчас используются и трамваями, и автотранспортом. Как только предложения по обособлению трамвайной инфраструктуры будут готовы и пройдут внутреннюю проверку на отсутствие противоречий, они будут опубликованы на сайте Департамента транспорта для обсуждения.