«Была пора — я рвался в первый ряд, И это все от недопониманья…» — Владимир Высоцкий.
Который день не покидает мысль о круглом отличнике, гордости школы №263. Я умышленно не называю ни имени, ни фамилии, несмотря на то, что они известны многим. Думаю, стоит перенять западную практику и не упоминать в СМИ имена несовершеннолетних обвиняемых.
Этот 15-летний ребёнок, ранее не вызывавший тревоги (гений, все у него хорошо!), в одно мгновение перечеркнул свои планы на жизнь. Причиной стала давка со стороны родителей, которые даже не пришли в суд, предав своего сына, страдающего «синдромом отличника». В чём же он проявляется?
В детстве это выражается в установке: «получу отлично – получу одобрение», что приводит к панической боязни неудач. В зрелом возрасте это стремление делать всё идеально и готовность платить любую цену за это (так называемый «перфекционизм», как говорят на Западе). Я сама испытала это на себе: золотая медаль в школе, красный диплом в университете, аспирантура в МГУ и успешная защита диссертации.
К сожалению, в то время школьных психологов не существовало, а я находилась под постоянным давлением матери, которая с негодованием воспринимала каждую четверку. У отличника из школы №263 давление оказывали несколько человек: отец, работавший в специальном НИИ и сказавший: «лучше бы его убили», мать и бабушка, которая водила мальчика к репетиторам, но не появилась в зале суда, где решалась его судьба.
Не стану рассуждать о том, что могло бы быть, если бы отец поговорил с сыном в тот вечер, когда они поссорились из-за тройки по географии, или если бы пришёл в школу на следующий день, чтобы узнать, как помочь мальчику повысить успеваемость. Прошлого не вернуть, и людей с того света не воскресить.
По словам друзей, родные «заставляли его читать религиозные книги и заучивать молитвы». А сами они задумались о безусловной любви? Судя по их поступкам, они любят только себя и свою боль. Именно из-за их завышенных требований у юноши сформировался «комплекс отличника». Они хотели, чтобы их ребёнок был самым лучшим, забывая, что он в первую очередь должен быть любимым. А любить в России умеют, кажется, только себя.
Сколько из вас, дорогие родители, говорит своим детям, обнимая и целуя их: «Ты учишься не для меня, а для себя. Не важно, какую оценку ты получишь, я всё равно буду всегда любить тебя!»? Хоть один нашёлся? Нет? Так сделайте это сегодня.
Вспоминаю маму одной подруги по аспирантуре, которая говорила ей, золотой медалистке и обладательнице красного диплома МГУ: «Мои дети так не учились!» Что она хотела этим сказать? Что она лучше дочери или что внук недостаточно хорош для неё? А сама была троечницей, как и мои родители.
В то же время, мне вспоминается другая мать подруги, которая сказала рыдающей дочери после тройки на сессии: «Любая твоя слёзка мне дороже любой оценки!» Она целовала ей руку, не стесняясь присутствующих. Вот такую мать я бы пожелала себе и тому ребёнку, попавшему в беду!
Я хочу помочь этому никому не нужному, недопонятому ребёнку и обращаюсь к его адвокату Евгении Мартыновой: Уважаемая госпожа Мартынова! Низкий поклон за вашу готовность защищать ребёнка в суде. Я могла бы прилететь из-за океана в качестве свидетеля-эксперта: годы терапии понадобились мне, чтобы справиться с «синдромом отличника», который зародился в детстве. На Западе это покрывается рабочими страховками. Вы можете связаться со мной в моём микроблоге в Twitter.
P.S. Приношу искренние, глубочайшие соболезнования семьям погибших Андрея Кириллова и Сергея Бушуева. Вечная память.