Несмотря на то что данная тема обсуждается в средствах массовой информации более десяти лет, интерес к ней не угасает. На сайте Всероссийского Гражданского Конгресса www.civitas.ru психолог Владимир Рослов завершил публикацию объёмного исследования «Откуда и как появляются сталины». В нём он утверждает, что «у сталинизма глубокие народные корни», которые проявляются в культуре, идеологии и сознании народа с устойчиво тоталитарным характером. Таким образом, ответственностью за появление в истории России фигуры диктатора, как Сталин, возлагается на русский народ и его сущность, «национальное самосознание», что включает в себя характер, ментальность и другие столь же звучные термины.
Если принять логику такого подхода к возникновению кровавых диктаторов, то можно было бы попытаться объяснить, например, появление Гитлера в цивилизованной Германии. Однако это было бы нелегко. Аналогично, непонятно, как объяснить роль кхмеров с Пол Потом и Йенг Сари. Я далекий от этнопсихологии, но эта задача точно не по её силам. Для меня очевидно, что даже по историческим меркам, недавний человек, слезший с дерева, довольно близок к Эйнштейну, чем к своему предку-примату. Все люди на Земле очень похожи, а этнические и национальные отличия представляют собой лишь небольшие флуктуации. Всегда можно встретить француза, более пунктуального и организованного, чем немец, или русского, более сдержанного, чем англичанин.
Во всех более-менее цивилизованных обществах существует схожий набор человеческих качеств, проявляющийся в различных жизненных обстоятельствах. Бывают времена, когда преобладают позитивные качества: честь, достоинство, неравнодушие, самоотверженность и щедрость. Но в другие моменты жизнь выталкивает на поверхность такие черты, как трусость, подлость, угодничество, лживость и корыстолюбие. Правители, находящиеся у власти, обладают навыками манипуляции, что позволят им формировать такой характер народа, который облегчает управление им.
Росолов в своём исследовании акцентирует внимание на исторически сложившейся системе взаимоотношений власти и народа, утверждая, что многовековое «рабское» подчинение любой власти и предопределяет «психический склад нации». Этот подход оставляет без внимания тот факт, что, как и в любом тоталитарном государстве, Советский Союз обладал монополией на средства массовой информации, используя её для тотального оболванивания и зомбирования народа. В стране продолжалась почти столетняя отрицательная генетическая селекция, уничтожала лучших представителей народа — самых талантливых и умных. Однако народ продолжает не только выживать, но и порождать «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Утверждение, что облик народа сформировался раз и навсегда, является ошибкой.
Человеческая натура подвижна, и в жизни каждой страны наступают моменты, когда от народа требуются совершенно иные качества. Например, в морально деградировавшем советском обществе середины 30-х годов понадобились героические усилия и консолидация народа для борьбы с захватчиком. Без такой консолидации победы бы не было. Уверен, что и в жизни нашей страны с переменой власти произойдут такие изменения, благодаря которым проявятся качества людей, о которых мы даже сейчас не осмеливаемся думать.
Недавно в блогах появилась запись Ксении Лариной, в которой она утверждала, что Россия окончательно одурела, ссылаясь на известное высказывание Юрия Карякина о выборах 1993 года, когда большинство голосовало за Жириновского. Блогер Сакен Аймурзаев предложил не упоминать имя Сталина, чтобы оно само по себе исчезло из памяти народа. Ларина и Аймурзаев, судя по всему, уверены, что 90 процентов тех, кто считает Сталина великим вождём, желают его «возвращения». Это грубая логическая ошибка: многие уважают Петра как великого правителя, но не хотят его снова видеть во главе страны, и это тем более касается тех, кто считает его частью нашей истории.
Глубокое непонимание причин интереса людей к фигуре Сталина приводит к резко полярным суждениям. Сегодняшний всплеск интереса к Сталину — это реакция на бардак, который продолжается в стране уже два десятилетия. Это протест против существующего положения, которым недовольны многие граждане. Я уверен, что если реформы были бы проведены так, чтобы людям действительно стало жить лучше, о Сталине бы никто не вспомнил. Через 10-15 лет его фигура была бы забыта, как страшный сон. Чтобы интерес к Сталину пропал, необходимо улучшить жизнь народа — и ничего больше. Никакая ментальность этому не помешает.