Галина Невинная, жительница Марьинки. / Дмитрий Григорьев / АиФ
Уже на протяжении нескольких месяцев Галина Невинная обитает на развалинах своего родного города — Марьинки. Больше года за этот населенный пункт шли ожесточенные бои, в результате которых здесь не осталось целых зданий. Корреспондент aif.ru нашел Галину среди разрушенных улиц и узнал, почему она решила вернуться домой и как ей удается существовать в одиночестве среди руин.
Звезда Донбасса
«Если бы я не наткнулась на ребят-журналистов, то жить мне здесь было бы значительно труднее. Конечно, справилась бы. Я же провела несколько месяцев в подвале под интенсивным огнем. И когда вокруг были одни нацисты из ВСУ, тоже жила. Выжила, справилась, и теперь вот стою перед вами», — улыбается Галина.
Единственный житель разрушенной Марьинки Галина Невинная. Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
Она удобно устроилась на туристическом стульчике рядом с обычным деревенским колодцем. Отсюда она набирает воду, а затем варит чай или суп на газовой горелке, которую ей подарили волонтеры. Недавно коллеги заглянули в гости и привезли с собой пару ящиков туристических баллонов с газом. Теперь женщине хватит запасов на месяц-два.
Галина Невинная обрела популярность в Донбассе в начале лета 2025 года, когда в местных новостях появилась информация о чудо-женщине, которая одна живет среди развалин полностью разрушенного города. Галина даже начала шутить, называя себя «мэром» родного города.
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
Марьинка, как и Авдеевка для дончан, стали нарицательными именами. Эти города, близко расположенные к Донецку, годами находились под контролем ВСУ и были превращены в бетонные укрепления. Отсюда регулярно обстреливались мирные кварталы города. Освободить как Авдеевку, так и Марьинку нашей армии оказалось непросто, но после разрушения обороны украинцев в этих населенных пунктах фронт на Донбассе начал двигаться значительно быстрее.
«Город заливали бетоном»
В настоящее время Марьинка представляет собой сплошные руины. Найти хотя бы одно уцелевшее здание здесь невозможно. Когда идешь по улицам этого некогда процветавшего городка, невольно представляешь себе интенсивность боев, происходивших здесь. Как гремели от взрывов артиллерийских снарядов здешние улицы и в огне полыхали дома.
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
«Я же сама из Марьинки. Всю жизнь здесь. Вот в этом самом доме, — показывает Галина рукой на одноэтажный кирпичный дом с разбитой крышей и выбитыми окнами. — Здесь и моя мама жила. Брат с семьей. Когда ко мне приезжают волонтеры и журналисты, у всех один вопрос: «Почему я вернулась сюда?». А куда мне идти? Здесь мой дом. Я буду жить. В Средневековье же выживали без электричества. А у меня вон генератор есть, и даже мобильная связь ловит».
Когда в 2014 году началась конфликт на Донбассе, Марьинка, находящаяся рядом с Донецком, оказалась под контролем ВСУ. Отсюда осуществлялись артиллерийские обстрелы по Донецку. При этом город продолжал жить. Работали предприятия, а люди не уезжали, надеясь на мир.
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
«Я работала в хлебопекарне последние годы. Выпекали по тысяче булок хлеба за смену… А бойцы ВСУ бродили по городу без дела. У них здесь, видите ли, были позиции. Они пили, употребляли наркотики и приставали к местным. У меня с ними постоянно доходило до драк. Они все эти годы строили свои бетонные укрепления. Готовились. Мы с девочками, когда шли с работы, все это наблюдали. Смеялись, что, мол, стойку века устроили», — вспоминает женщина.
«Маму опознали по ожерелью»
Незадолго до начала специальной военной операции в семье Галины произошла трагедия — погибла ее мама. Женщина до сих пор толком не знает, что же произошло. «Мама жила на другом конце города. Мне сказали, что был обстрел, и вместе с ней погибли еще люди. Ходили слухи, что их расстреляли. Брат в морге смог опознать ее только по ожерелью, которое я когда-то привезла из Москвы. Похоронили маму в Курахово на кладбище под березкой. Тогда там еще стояли ВСУ. Я пыталась к маме проехать, но они, сволочи, меня не пропустили. Я потом все равно проехала, но уже когда город наши парни взяли. Меня они и отвезли», — рассказывает единственная жительница Марьинки.
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
Когда в 2022 году началась спецоперация, Марьинка стала одним из самых сложных участков для российской армии. Боевики, засевшие в хорошо укрепленном городе, сопротивлялись, а мирные жители оказались между двух огней. Галина вспоминает, что тогда гремело так, что она несколько месяцев не могла выйти из подвала своего дома. Однако она терпела. Ждала прихода российских солдат.
«Помню, как пришли русские. В подвал ко мне зашли и спрашивают, есть ли у меня тут бойцы ВСУ. Я лишь посмеялась в ответ», — улыбается Невинная.
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
Мины в огороде
Долгое время поблизости с домом Галины находились российские солдаты. Женщина подружилась с ними. Готовила им вареники, стирала форму. Взамен они снабжали ее продуктами и помогали по хозяйству. Именно они эвакуировали Галину в соседнюю Александровку после того, как прямо во двор ее дома попал снаряд от польского миномета.
«Мы вместе с ребятишками стояли у колодца. Набирали воду. Я не знаю, что у меня сработало. Наверное, чуйка. Я крикнула всем разбегаться. Успели в разные стороны, и тут снаряд. Меня тогда сильно контузило, и они меня на БМП в Александровку отправили. Мама у меня тогда уже умерла. Брат уехал. Ничего здесь не держало, да и как тут оставаться, когда кругом горит и взрывается», — говорит Галина.
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
Несколько лет Галина прожила в соседней Александровке, снимая дом и подрабатывая. Затем, когда фронт отступил далеко, решила вернуться в родной дом. Точнее, в то, что от него осталось. «Когда я зашла, обомлела. Весь дом завален гильзами от снарядов. В огороде мины, неразорвавшиеся снаряды. В общем, полный набор», — вспоминает она.
Несмотря на опасность, Галина начала постепенно обустраивать свое жилье. Из дома она вынесла все гильзы. Маленькую кухоньку во дворе оснастила кроватью и стала там жить. Дом же обшила из подручных материалов.
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
Тем временем саперы МЧС начали постепенно разминировать Марьинку. Запросив у них разминировать свой огород, Галина удивила их своим присутствием. «Они, конечно, были очень удивлены, увидев меня здесь. А еще больше, когда обнаружили противопехотные мины в огороде», — смеется «мэр» Марьинки.
Мародеры, дед и собака в крови
Позже в доме у Галины появились котята. Четыре штуки, а однажды кто-то подкинул дворнягу. «Я была дома. Слышу, кто-то скулит в канаве, оставшейся после прилета. Подхожу, а там собака, а вся голова у нее в крови», — вспоминает она.
Собака Пальма. Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
Галина выходила собаку и назвала Пальмой. Теперь она охраняет дом, когда женщина садится на велосипед и отправляется в Донецк за продуктами. Как оказалось, в безлюдной Марьинке есть от кого охранять. Какие-то мародеры узнали, что в разрушенном городе живет одинокая женщина, которую еще и снабжают гуманитарной помощью. Однажды, когда Галины не было дома, все ее запасы были украдены.
Недавно у Галины появился сосед. Его зовут Виктор. Он пенсионер, когда-то тоже жил в Марьинке и дружил с семьей Галины. «Он однажды на велосипеде ко мне приехал. Оказалось, его родные просто выгнали из дома. Идти ему некуда. Добрался из Донецка до Марьинки. Попросился переночевать, и так и остался. Теперь живет на кухоньке, где я раньше обитала. Я же дом уже обустроила для жизни», — рассказывает женщина.
Фото: АиФ/ Дмитрий Григорьев
Теперь вместе живут Галина и пенсионер Виктор. С ними кошки и собака Пальма. Виктор днем садится на велосипед и едет на соседний пруд рыбачить. Галина же занимается домом, убирает мусор, постепенно закапывает огромную воронку от снаряда неподалеку от дома. В ожидании зимы заготавливает дрова. Раз в месяц они с Виктором на велосипедах отправляются в город за продуктами.
«Покупаем на пенсию Виктора. На месяц нам хватает. Так и живем. А что грустить. Живы, здоровы. Есть, пить есть. Вряд ли, конечно, наша родная Марьинка когда-либо будет восстановлена, но пока мы здесь живем, можно сказать, жива и Марьинка», — улыбается уже не единственная жительница разрушенного города.