Александр Мельман: Ответ Юрию Александровичу Богомолову по поводу «Бесов»

Уважаемый Юрий Александрович!

Фэйсбук не читаю, не интересно. Но вот позвонили добрые люди, рассказали о Вашем ответе. Прочитал, интересно. Исходя из рассказа доброжелателя, хотел поюморить в своем стиле, поиронизировать, признаться Вам в большой светлой любви и дружбе. А еще поразмышлять о роли телекритика в истории, типа тварь он дрожащая или право имеет. Хотел в очередной раз согласиться с известным нам бывшим талантливым журналистом, а теперь средненьким ТВ-пропагандистом, который на любую критику в свой адрес отвечал: «Вы в телевидении ничего не понимаете». Да, не понимаю, всегда парировал я, только учусь, пытаюсь. «Я знаю, что ничего не знаю» 🙂

Хотел спросить, должен ли телекритик в принципе разбирать кино, сериалы на ТВ, ведь это совсем другое искусство, параллельное. Уже и пришел к выводу, что телекритик (а сколько у нас их всего? пять? шесть?), волею судьбы оказавшийся на этом месте, имеющий за спиной… нет, не крылья, как у Ставрогина, а то, что мама с папой вложили, общий культурный (или безкультурный?) бэкграунд, может соотносить себя исключительно с тем, что называется «путешествие дилетантов» («дилетант» — как много в этом звуке!), ну или просто быть «свежей головой». К Вам не относится: вы и телекритик, и кино- в одном лице с огромной предысторией.

Но вот прочитал вашу статью. Вы серьезны, даже слишком (уж не «звериной серьезностью» это называется?). Ну что ж, извольте (так, по-моему, говорили во времена Федора Михайловича или чуть раньше?), я тоже буду серьезен. Я не знал, что вы написали по поводу «Бесов», поэтому к вам моя заметка отношения не имела. Но ответ ваш все же убедил меня, что я был прав, извините.

Вот Вы пишете: «Николай Ставрогин, по версии Владимира Хотиненко, коллекционировал бабочек и сторонился свиней. Глава ВГТРК Олег Добродеев высоко ценит Достоевского, особенно его «Бесов», не одобряет «болотных» и уважает простой народ. Кинорежиссер Владимир Хотиненко два года назад экранизировал биографию автора любимого романа Олега Добродеева, где патриотически ориентированный Федор Михайлович крепко поспорил с западником Иваном Сергеевичем. Стечение этих обстоятельств дало плод в виде мини-сериала «Бесы», показанного аккуратно ко дню выборов в Украине на телеканале «Россия 1».

Гоша, с таким аналитическим умом вам надо работать в бюро прогнозов (это не фамильярность, а лишь цитата из нашего с Вами любимого фильма). Но какова логика! А почему бы тогда Вам не оказаться умнее этих горе-пиарщиков, перевернуть ситуацию, передернуть и написать: «О, государственный канал „Россия“ сам себя перехитрил: в виде „бесов“ вывел членов кооператива „Озеро“, пришедших к власти и деньгам в полном своем составе». Вот это был бы номер!

Что ж Вы (даже не Вы лично, а те, кого вы решились представлять и защищать) все на себя оборачиваетесь, перекидываете?! Мания величия? Шапка горит? Только и играете в «свой-чужой». А кто не с вами, тот уже не рукопожатен? И если маньяк изрубил свою жену (ну точно ведь по Достоевскому!), но при этом ходил на демократические митинги, значит Вы уже не верите, что он на такое способен? Только маньяк из «Единой России» и никто другой? Если вашего брата-демократа, популярного блогера обвинили в педофилии, то этого не может быть, потому, что не может быть никогда? Долой кровавый режим! Ну да, все педофилы могут иметь только кремлевский оттенок.

Если журналисту и правозащитнику Андрею Миронову снесла голову украинская освободительная армия, вы даже не пикните. Потому что это наши, ваши. Но если бы донецкие… Вы заступаетесь за безвинно пострадавшего журналиста только потому, что он из «Новой газеты», и его мучили сепаратисты. Но по поводу журналистов из Life News вы молчите. Кремлевские ровно такие же циники, действуют с точностью до наоборот. Ваши-наши? Вы все упрощаете, примитивизируете, вам так выгодно. В Донецке и Луганске одни бандиты. И точка. Любая сложность, любые сомнения считываются вами как отход от священной генеральной линии либерализма. Нельзя сомневаться, ведь только у вас есть абсолютное право на истину.

Что же касается Достоевского… Я не стал разбирать это кино, только потому что уже сделал это в прошлую пятницу в своей колонке в «МК» («Бес политики»). Вы описываете фильм, но зачем, я уже его видел, причем дважды. Находите припадки у главных героев. А почему бы и нет, тем более, что это писал Федор Михайлович, больной эпилепсией. Вы же ходите на спектакли своего замечательного сына. Ему можно, а Хотиненко нельзя?

Вы интерпретируете хотиненковский финал: «Красота не спасет мир. Скорее его добьет, разъест изнутри». Но разве режиссер шел здесь против красоты, против постулата Достоевского?! Владимир Хотиненко же сам объяснил, что сделал Ставрогина энтомологом, зацепившись за его фразу о людях-куколках, из которых вырастают такие бабочки. Такие бесноватые бабочки. Какая же здесь красота? Или вы опять о себе?

Зачем же подыгрывать власти, выстраивать, достраивать из нее Левиафана? Зачем быть у нее на подтанцовках? Вы (опять не вы лично, группа граждан) везде (на ТВ прежде всего) ищите возрождения сталинизма, откладывая только в одну корзину нужные вам яйца. А то что на госканалах по-прежнему и в большом количестве (особенно по «Культуре») идут абсолютно антисталинские, антитоталитарные док- и художественные фильмы — вам этого видеть не хочется? Вы вспоминаете только «Сталин. Live» на НТВ и больше ничего. Во всем видите кровавую руку режима? И правильно, надо быть на стреме, только не уподобляйтесь известному америкаскому сенатору, не прыгайте из окна небоскреба с криком: путинские идут.

Теперь вы увидели фильм Сергея Медведева о Берии. Удивляетесь: оказывается, Берия был скрытый реформатор. Вот она, реабилитация сталинизма! Но Вы-то, Юрий Александрович, должны помнить, что эта инфо была написана еще в перестроечном «Огоньке» под чутким управлением Виталия Коротича. Ничего нового, те же факты, важно только как они интерпретируются в нужное время и в нужном месте.

А Достоевский везде, повсюду в русской жизни. И каждый из нас — это Раскольников (не надо только старушек лущить, правда?) в смысле греха, искупления и покаяния. И собирательный образ русского человека (извините, что об этом пишет еврей) — это Иван, Митя и Алеша Карамазовы плюс еще и Смердяков, конечно — все в одном флаконе. И «Бесы» подставляй на любую страницу нашей истории — подойдет. И майдановцы, и антимайдановцы, и болотные, и кремлевские… Не промахнетесь!

Я не люблю, когда мыслят корпоративно, один за всех и все за одного (не в мушкетерском смысле). Каждый сам по себе и только. Недавно отметили юбилей Пушкина. Юрий Александрович, какое Ваше любимое его стихотворение? «Клеветникам России»? А мое «Из Пиндемонти» (как-то я цитировал уже его одной своей коллеге).

…Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: Зависеть от царя, зависеть от народа — Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права…

Это идеал, конечно, но надо стремиться! Вы же при всем моем к Вам безграничном уважении порой оцениваете программу, режиссера или ведущего исходя из его политических пристрастий. Никак здесь не могу с Вами согласиться.

Заканчивая свою статью, Вы назвали меня уже своим бывшим коллегой. И сразу напомнили Железную Кнопку из «Чучела»: Бойкот Сомову, бойкот всем предателям! Но вы же не Железная Кнопка, правда? В вашем лагере их и так предостаточно. Я же радуюсь, когда со мной не соглашаются. Зачем быть сектантом и за иное мнение отдалять от себя. Впрочем, как хотите. Не разделяя Ваши убеждения, я готов отдать жизнь, ну и т.д…

Надеюсь, Вы меня не запишите в опасные вольтерьянцы.

С самыми добрыми чувствами и пожеланиями.

Ваш Саша Мельман

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы