Правильный Тарантино. Про Михалкова и «Цитадель»

Ожидания от продолжения «Утомленных солнцем-2» были разнообразными. Многие заранее приготовились к критике, ожидая привычных исторических неточностей, как в «Предстоянии». Однако Никита Михалков смог удивить зрителей, сняв вторую часть, которая кардинально отличается от первой. Фильму не хватает четкой сюжетной линии, вместо этого он предлагает зрителю войну, которая выглядит странной и непривычной для нашего кинематографа. В отличие от классических произведений, таких как «Брестская крепость» или «Сволочи», Михалков изображает войну иным образом — через символы, притчи и мазки, создавая масштабную картину, похожую на работы Спилберга и сказки Шварца.

События фильма происходят в 1943 году, и показанные в нем символы, такие как отсутствующая цитадель и условная жизнь Михалкова-Котова в штрафбате, несут в себе более глубокий смысл. Говоря о штрафниках, стоит отметить, что за два года в штрафниках никто не воевал — максимум три месяца, прежде чем их отправляли в части. Упоминания о сталинской «черной пехоте» — это лишь миф, не находящий исторического подтверждения, как и многие другие военные легенды. Поэтому это кино нельзя отнести к историческому жанру; это нечто иное — полупритча, полустих. Тем не менее, фильм действительно затрагивает душу.

Я посмотрел «Цитадель» в столичном кинотеатре, на позднем сеансе, и заметил, как многие зрители, большинство из которых были моложе 30-35 лет, реагировали на него. Девушка в соседнем ряду не могла сдержать слез, а когда пошли титры, несколько молодых пар зааплодировали. Я услышал, как одна женщина объясняла своему спутнику: «Ты не понимаешь! Только так могла повести себя Маруся — это же так по-женски, гениально!» И у самого на глазах выступили слезы, когда Котов, наравне с вчерашними штрафниками и «черной пехотой», шел на смерть.

Два года назад Тарантино представил зрителям совершенно новое кино о войне — яркое и гротесковое. Но тогда оно показалось нам странным, потому что в России, как правило, не принято «стебаться» над памятью о войне. Михалков, создавая свой фильм, также пошел по новаторскому пути, изготавливая уникальное и нестандартное кино, пропитанное символизмом. Он создал нечто гротесковое, бесшабашное и совершенно не соцреалистическое — кино, которое, тем не менее, принадлежит нам, России.

Может быть, именно так сейчас и нужно снимать? Как еще достучаться до молодых людей, чей отец родился уже после войны, а дед давно ушел из жизни? Как достучаться до девушек, чьи увлечения ограничиваются реалити-шоу и глянцевыми журналами? Жаль, что не все смогут увидеть «Цитадель» на большом экране с полным звуком — без этого впечатление будет уже не тем. Жаль, что фильм не демонстрируется каждому школьнику, солдату или ветерану с бесплатными билетами в кино. Но, несмотря на это, рано или поздно «Цитадель» увидит каждый. Ей обеспечена долгая жизнь: в подарочных ДВД-сборниках и на телевидении.

Да, возможно, стоило бы более критично осмыслить новый фильм, и, кстати, есть за что, так как финал действительно получился слишком голливудским и оптимистичным. Но, знаете, порой не хочется погружаться в негатив. Должно же добро в конце концов побеждать зло. Мы должны, наконец, одолеть Дракона, хотя бы в сказке.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы