Премьера «Утомленных солнцем-2» в последний день Каннского фестиваля выглядела следующим образом: после окончания фильма и появления титров зал наполнился вежливыми аплодисментами — так завершаются показы и в Каннах, даже самых слабых. Однако Никита Михалков, словно нарочно, запустил титры на целых пять минут, перечисляя на кириллице имена всех 700 человек, работавших над фильмом. Но как только загорелся свет, переполненный Дворец фестивалей взорвался двадцатиминутной бурей эмоций. Это были не просто аплодисменты, а настоящий взрыв восторга. Искушенная французская публика встретила фильм так, как не встречала ни один другой на этом фестивале. Тщетные попытки Михалкова успокоить зрителей оказались тщетными — шум на балконах и в галерках стих лишь тогда, когда он направился к выходу, а на улице продолжали аплодировать тысячи людей у красной дорожки. Западная пресса позже обрисует этот прием как «более чем прохладный» — странное объяснение, если не говорить о теориях заговоров.
Тем не менее, «Утомленные солнцем-2» не получили ни одного приза, даже самого незначительного. Почему так? Ответ достаточно прост. Сначала стоит вспомнить, почему 16 лет назад «Утомленные солнцем-1» выиграли и Каннский фестиваль, и «Оскар» одновременно — беспрецедентный случай для российского кино. Вспомним начало 90-х: Советская империя на грани распада, а в мире наблюдается мода на Россию: перестройка, Ельцин, Козырев — все отдадим, ничего взамен не нужно. Гуманистический пафос «Утомленных солнцем-1», фильм о любви, раздавленной режимом, пришелся как нельзя кстати в условиях настроений западных интеллектуалов. Фильм стал символом «антисталинизма», а значит, и «антикоммунизма», «антисоветского», а, следовательно, и «антиимперского» кино. Талант автора и актеров в данном случае отошел на второй план.
В отличие от первой части, «Утомленные солнцем-2» представляют как «проправославный», «прорусский» фильм, что в глазах западной аудитории выглядит как «проимперский» и даже «просталинский». Теперь становится понятным, почему критика на Западе окрестила фильм «сталинистским», хотя диктатор в нем изображен как ужасный монстр, разрушающий собственный народ. Для них российская империя ассоциируется не с далеким Александром III, а именно со Сталиным. Генетический страх перед этим образом определяет их восприятие. Любое усиление этой гигантской лавины, нависающей над Европой, воспринимается как угроза — «Сталин вернулся». Страх европейско-американских элит перед мифическим Сталиным, немифическим Путиным, Газпромом, возрождением Союза с Украиной — все это, к сожалению, проявление одной и той же русской фобии.
«Утомленные солнцем-2» изначально не имели шансов на Пальмовую ветку по тем же причинам, по которым триумфально победил «Утомленные солнцем-1». Художественные достоинства вновь оказались вторичными по сравнению с политическими и геополитическими факторами. Интересно, что критики, вероятно, даже не догадываются о том, что их ждет в будущем… Что же они будут говорить, увидев «Утомленные солнцем-3»?