На этой неделе исполнилось полгода с момента, как я начал свою работу в качестве посла США в Российской Федерации. Это хороший шанс задуматься о том, что мы сделали для достижения целей, которые были поставлены перед Миссией США в России, и наметить план работы на ближайшие шесть месяцев.
Когда я приехал в Москву морозным январским днём, я осознавал, что хочу не просто «быть» послом, но и «делать» что-то значимое от имени президента Обамы, его администрации и всего американского народа. Тоже в начале своего пребывания я сформулировал три основные цели:
Во-первых, будучи бывшим специальным помощником президента в Белом доме и участником разработки политики в отношении России, известной как «перезагрузка», я хотел продолжить участие в формировании и реализации этой политики вместе с коллегами в Вашингтоне. Я стремился максимально использовать богатый опыт, накопленный нашей Миссией в России, в обсуждениях о политической программе, которые идут в Вашингтоне, особенно в этот важный период для российско-американских отношений.
Во-вторых, в соответствии с приоритетами президента Обамы, я приехал в Россию с целью расширения торговли и инвестиций между нашими странами, с акцентом на новые области сотрудничества в сфере инноваций.
В-третьих, с самого начала моего пребывания здесь я столкнулся с множеством стереотипов и неправильных представлений о внешней политике США и о самой стране, с которыми я часто сталкивался. Одной из главных задач для меня стало предоставление россиянам более точной информации о США. Для достижения этой цели моя команда в посольстве и консульствах разработала новую стратегию работы с населением, что включало создание страницы в Twitter – социальной платформе, на которой я никогда ранее не находился.
Спустя полгода я с удовлетворением отмечаю прогресс в достижении всех трех поставленных целей, хотя впереди у нас еще много работы. Что касается разработки и реализации политики, одновременно с моим приездом в Москву возникло несколько сложных внешнеполитических вопросов. Прежде всего, это Сирия, а также политические изменения в России после мартовских выборов президента, которые привели к политическим дискуссиям в Вашингтоне о будущем «перезагрузки».
Анализируя ключевые концепции и принципы нашей политики «перезагрузки», разработанной в начале 2009 года, администрация президента Обамы решительно пришла к выводу, что наш подход положительно сказался на безопасности Америки и её экономических интересах, поэтому смена курса не имела оснований.
Нас обрадовало подтверждение президентом Путиным и его новым правительством своей приверженности политике «перезагрузки». 18 июня в Лос-Кабосе, Мексика, состоялась продуктивная встреча между президентом Путиным и президентом Обамой. В итоговом заявлении подчеркивались наши общие положительные оценки достигнутого и стремление углублять сотрудничество в различных областях двусторонних отношений.
В последние шесть месяцев правительства наших стран, безусловно, прилагали огромные усилия для достижения взаимопонимания по актуальным вопросам. У нас есть общие цели в отношении Сирии, хотя мнения о способах их достижения порой расходятся. Мы, как Россия, так и США, поддерживаем Кофи Аннана и его план из шести пунктов. Мы работали вместе над одобрением Женевского коммюнике, ставшего результатом важной встречи Группы действий по Сирии.
Это прогресс по сравнению с тем, что было полгода назад. Тем не менее, российские и американские официальные лица должны продолжать искать общий подход к прекращению насилия в Сирии и поддержке перехода с участием всех сторон к новому политическому порядку в стране.
Статус-кво сохранить невозможно. Также новые законодательные инициативы, предложенные как в России, так и в США, создали напряженность в наших двусторонних отношениях. Администрацию Обамы беспокоит пакет новых законов в России, которые могут ограничить права гражданского общества и свободу собраний, объединений и слова.
Мы обеспокоены неправильными аналогиями между американским законодательством о иностранных агентах и российским законом, который признает неправительственные и некоммерческие организации иностранными агентами. Мы поддерживаем идею увеличения прозрачности источников финансирования, однако объявление «иностранными агентами» российских НПО, получающих гранты от иностранных фондов, считается неправильным и пагубным для углубления двусторонних отношений.
В США НПО получают финансирование из различных внутренних и международных источников, включая Россию, и обычно их не требуют регистрироваться как иностранные агенты. Мы надеемся, что новые законы не приведут к изоляции и ксенофобии, так как в XXI веке победит тот, кто использует преимущества международного сотрудничества и глобального взаимодействия.
Несмотря на трудные вопросы в двусторонних отношениях, нельзя забывать о множестве областей для сотрудничества, которые продолжали развиваться за последние шесть месяцев. Впечатляющее российско-американское сотрудничество охватывает такие важные вопросы безопасности, как Северная Корея, Иран и Афганистан. Наши интересы также переплетаются в области экономики, борьбы с терроризмом и нераспространения ядерного оружия.
Большинство россиян и американцев даже не догадываются о нашем военном сотрудничестве. Пентагон и Министерство обороны России совместно разработали впечатляющий план работы, и наши высокопоставленные военные, генерал Мартин Демпси и Николай Макаров, встретились на прошлой неделе в Вашингтоне для обсуждения дальнейшего сотрудничества.
Каждый день, хотя это часто остаётся в тени, россияне и американцы сотрудничают в самых разных областях: от работы в невесомости на МКС до организации торговых делегаций, от работы над конверсией ядерных реакторов до борьбы с малярией.
Для более детального ознакомления с нашим двусторонним сотрудничеством, вы можете ознакомиться с последним совместным ежегодным отчётом о работе Двусторонней президентской комиссии. Спустя полгода на новой должности, я по-прежнему впечатлён объёмом и качеством российского-американского сотрудничества. Это – новая эра в двусторонних отношениях.
Для меня работа приносит наибольшее удовлетворение, когда я занимаюсь практической дипломатией, направленной на решение конкретных задач и развитие взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.