Максим Кац : Урбанистический магистр

Теперь я официально урбанист! 🙂 Найти в Британии подходящий курс, который бы сочетал государственное управление и интересную мне урбанистическую тематику, а также затрагивал бы политику и имел длительность в один год, было довольно сложно. Однако такой курс я нашёл в университете Глазго, и вот вчера я его успешно завершил.

Высшее образование в России всегда казалось мне пустой тратой времени. С 19 лет я удивлялся, зачем люди тратят важные годы жизни на просиживание лекций, где ни преподавателям, ни студентам неинтересно учиться. Я не учился в ВШЭ и не утверждаю, что везде так, но отношение сверстников к отсиживанию в ВУЗе как к обязательной повинности, после которой можно начинать искать работу, мне казалось странным. В то же время я всегда уважал настоящее образование и старался учиться самостоятельно. Изучал книги, ездил к мировым экспертам, привозил их в Россию и создавал совместные проекты. Но мне всегда хотелось получить настоящее британское образование — не ради диплома, а чтобы не упустить важный аспект жизни, как настоящее образование.

В 2012 году я стал депутатом, что закрыло для меня возможность очного обучения за границей — получение вида на жительство лишает полномочий, так и не делается так. Поэтому мой изначальный план немного изменился: я учился дистанционно, чтобы поступить в британскую магистратуру сразу после депутатства, что в итоге и сделал, получив на эту историю необычную стипендию.

Образование в сфере современного городского управления — дело редкое. Курс в Глазго имел хорошие отзывы, и я выбрал именно его. Что именно я изучал — об этом я писал подробнее ранее.

Важно отметить, что я узнал здесь множество новых вещей как с точки зрения информации и умений, так и по навыкам поиска и работы с информацией. Мир англоязычных научных статей ранее был мне известен довольно поверхностно, а теперь я хорошо представляю, как находить нужную информацию и знакомиться с научным дискурсом по любым интересующим вопросам. Это, безусловно, самое важное.

80% обучения проходило в библиотеке. Лекции были, но относительно редко. Подход в магистратуре таков, что учиться нужно в основном самостоятельно. Университет в мировом рейтинге занимает 65-е место. Для сравнения, МГУ на 95-м, а ВШЭ на 382-м. Урбанистического образования такого уровня в России точно нет, так как преподавание в этой сфере началось относительно недавно. Несмотря на наличие отличных экспертов, многие темы по-прежнему отстают от общемирового уровня лет на 40.

На иностранных урбанистических курсах россияне в основном не учатся — неясно, куда с таким дипломом потом идти, не в мэрию же Омска. Надеюсь, что такое образование и навыки когда-нибудь станут востребованы у нас — спрос на улучшение страны должен рано или поздно появиться. В настоящее время около половины курса составляют шотландцы, попадаются американцы и много китайцев. Россиян, кроме меня, было всего двое, один из которых — директор НКО, признанной иностранным агентом.

Шотландцы мне очень понравились, хотя, по сравнению с Москвой, здесь довольно скучно. Особенно скучно, когда в Москве муниципальная кампания. Из-за неё финальная часть магистратуры — диссертация — немного смазалась. Я писал её на тему изменения подхода в Великобритании к смертности пешеходов на дорогах, анализируя газеты с 60-х по 2000-е годы и статьи о том, как люди относились к авариям.

Об этой теме я напишу отдельную статью — там действительно интересно: в 60-х всё было схоже с нашим настоящим: пешеходов обвиняли в их гибели, утверждая, что они неправильно перебегают дорогу. Эти взгляды со временем очень изменились. Из-за выборов моя работа не получилась такой хорошей, как я хотел бы, но проходной балл был достигнут. В общем, опыт был замечательным, и теперь я магистр в области урбанистики!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы