На днях был опубликован ежегодный доклад Госдепартамента США о состоянии религиозной свободы в мире, который вызвал обесценивающие замечания со стороны отдельных спикеров из России. Если в прошлом году к объективности доклада относился с сомнением профильный МИД, то в этом году инициативу проявила Русская православная церковь (РПЦ МП). Представители церкви, протоиерей Георгий Рощин и протодьякон Андрей Кураев, прокомментировали доклад Госдепартамента. Один из них отметил, что документ «мало отличается от всех предыдущих», что косвенно подтвердило, что нарушения продолжают повторяться. Спикер РПЦ МП рекомендовал обратиться за мнением о текущем положении дел к Московскому патриархату.
Иронично, что неофициальные представители РПЦ, такие как А. Дворкин и его немногочисленные соратники, всячески третируют новые религиозные движения, публикуя различные небылицы о новых религиях. Протодьякон Андрей Кураев, который снискал расположение публики своей позицией по делу Pussy Riot, в порыве «патриотизма» заявил даже о якобы имеющей место поддержке фондами Госдепартамента церкви саентологии, что не соответствует действительности. При этом абсурдность такого обвинения в адрес саентологов заключается в том, что эта община вообще вне политики и считает, что религия и государство должны быть разделены.
Недавно эксперты Венецианской комиссии критиковали российские законы «О ФСБ» и «О противодействии экстремистской деятельности». Учитывая все критические замечания, изложенные в обоих докладах, реакция на доклад Госдепартамента представляется вполне предсказуемой. Остается загадкой, почему именно РПЦ МП так активно критикует этот отчет, игнорируя факты нарушений в религиозной сфере в нашей стране. Неужели причина заключается в том, что в докладе Госдепартамента упоминаются «преференции», оказываемые государством РПЦ МП, в отличие от нетрадиционных конфессий? Это совершенно неприемлемо с точки зрения принципа равенства всех религий, декларируемого Конституцией Российской Федерации.
