Россия как миротворец (часть II)

23 октября 1993 года Эдуард Шеварднадзе заявил о желании присоединить Грузию к СНГ. Параллельно с этим, в «странном» стечении обстоятельств, Звиад Гамсахурдия покончил с собой, пустив себе пулю в затылок. Возврат беженцев в свои дома стал приоритетной задачей для Грузии; с возвращением большей части населения в Абхазию территориальный вопрос решился бы сам собой. Ради этой цели грузинская сторона шла на все уступки, лишь бы урегулировать конфликт мирным путем, поскольку воевать с Россией Грузия не могла.

Что касается Южной Осетии, то здесь работали смешанные миротворческие силы – осетины, грузины и посредники. Осетины чувствовали себя настолько уверенно, что для войны с ингушами отправляли всю военизированную технику. (Тему по Цхинвальскому региону будет рассмотрена в следующей части).

19 октября 1993 года была принята резолюция ООН № 876, в которой осуждалась абхазская сторона: «…будучи глубоко озабочен человеческими страданиями, вызванными конфликтом в регионе, сообщениями об „этнической чистке“ и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права, полагая, что продолжение конфликта в Абхазии создает угрозу миру и стабильности в регионе… 2) вновь подтверждает свое решительное осуждение серьезного нарушения абхазской стороной Соглашения о прекращении огня… 5) подтверждает право беженцев и перемещенных лиц на возвращение в свои дома… 8) призывает все государства не допускать предоставления абхазской стороне, кроме гуманитарной помощи, поставок оружия и боеприпасов…

30 ноября 1993 года в Женеве состоялся первый раунд переговоров о полномасштабном урегулировании грузино-абхазского конфликта под эгидой ООН с участием представителя СБСЕ. Фундаментом этих переговоров послужили резолюции Совета Безопасности № 849, № 858, № 876 и № 881. Резолюция 858 от 24.08.93 была грубо нарушена российско-абхазской стороной. В течение «урегулирования» было подписано множество документов, в которых указывались обязательства «незамедлительно вернуть беженцев и сохранить их имущество». Россия подписывала эти документы, не желая их исполнять, как отметил Дмитрий Медведев на пресс-конференции 5 августа 2011 года: «…Я не знаю, с какими перспективами. Может быть, никогда бы и не договорились…» — другими словами, права беженцев никого не интересовали.

В первых числах сентября 1994 года, после гибели российских офицеров и массовых издевательств над мирным населением, замминистра генерал-полковник Георгий Кондратьев заявил, что российские войска начнут операцию по возвращению беженцев, «давая отпор всем, кто будет этому мешать». Однако вскоре опального генерала отправили на другие дела. Прошло время, и в Гальский район беженцы то возвращались, то снова покидали его. Абхазы сжигали грузинские дома, иногда вместе с жильцами, на глазах у миротворцев. Все эти игры в «гуманность» продолжались, грузины просили вернуть беженцев, а Россия, улыбаясь и хлопая по плечу, обещала, что «все будет нормально», но ничего не делала.

Попытка Грузии передать регулирование конфликта в Абхазии СНГ не увенчалась успехом – миротворцы, хоть и назывались миротворцами СНГ, на практике состояли из российских военнослужащих. Тем временем Россия сначала неофициально, а затем открыто начала раздавать российские паспорта в Цхинвальском регионе и Абхазии. Российская Федерация фактически «умиротворяла» своих граждан, вооруженных до зубов, на территории Грузии. В России все чаще звучала риторика: «мы своих граждан в обиду не дадим»; казалось, что нужно просто защитить своих граждан, но вместо этого Россия принимала законопроекты о защите граждан за пределами РФ.

Чаша терпения переполнилась. 18-19 ноября 1999 года, во время «Стамбульской встречи на высшем уровне», Грузия потребовала вывода российских войск с её территории. Россия обещала в течение четырех лет выполнить это требование, но, как и прежде, не выполнила: российская армия не была выведена из Абхазии, Цхинвальского региона и Аджарии. В декларации, принятой на той встрече, вновь осуждались акты «этнической чистки», произошедшие в Абхазии.

В отличие от предыдущих соглашений, новые документы подписывались с участием международного сообщества, без эксклюзивного права России устанавливать свои правила игры. На этой встрече также обсуждался вопрос о транзите углеводородов через Грузию, что привлекло международное внимание. В это время в Грузии появляются американские военные, и как сказал Лукашенко: «свято место пусто не бывает». Началась «Вторая чеченская». Поток беженцев хлынул из Чечни в Грузию, и Россия обвинила Грузию в предоставлении своей территории для подготовки террористов. Но Россия так и не смогла доказать, почему абхазы не являются террористами, как это делали чеченцы.

В 2000 году Москва ввела визовый режим для Грузии, но не для Абхазии и Цхинвальского региона. Это стало первым шагом к расчленению Грузии. 6-7 марта 2003 года было подписано Сочинское соглашение, отличительной чертой которого было отсутствие абхазской стороны на переговорах. Иными словами, «давайте начнем с чистого листа». Обсуждались вопросы полного урегулирования конфликта, возврата беженцев и восстановления железнодорожного сообщения. Однако из всего перечисленного лишь Ингури ГЭС была восстановлена.

В ноябре 2003 года в Грузии произошла «революция роз», и к власти пришла новая, прозападная молодежь. Однако подробности этого события будут рассмотрены в следующем материале…

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы