Математик Алексей Савватеев. Commons.wikimedia.org / ЦЭМИ РАН
«Если приоритетом становятся желания ребёнка, то школы не будет. А через пару поколений не останется и страны — ни промышленности, ни армии— считает известный популяризатор математики, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Алексей Савватеев.
Накануне Дня знаний aif.ru поговорил с ним о трудностях современного образования и о том, что нас ожидает, если за детей начнут выполнять задания роботы.
О желаниях ребёнка и национальных целях
Виталий Цепляев, aif.ru: Алексей Владимирович, дети часто задают вопрос: зачем в школе дают такое количество знаний, которые в реальной жизни не пригодятся? Если кто-то решил стать айтишником, зачем ему изучать биологию, химию или географию?
Алексей Савватеев: В предыдущие времена подобный вопрос казался бы абсурдным. Если бы ребёнок пришёл в дореволюционную гимназию и задал вопрос: «Зачем мне это учить?» — его бы просто наказали. Никто бы не стал слушать подобные жалобы. Поскольку, если ставить на первое место желания ребёнка, то школы не будет. А через два поколения не останется вообще ничего — ни экономики, ни армии, ни страны. Произойдёт полная деградация и возврат к первобытным условиям.
Разумеется, большинство детей не стремятся учиться. Тем более сейчас, когда вокруг столько доступных развлечений. Это всё равно, что предложить ребёнку выбрать между конфетами, стаканом колы и овощным салатом. Конечно, он выберет сладости. И будет продолжать это делать, пока не столкнётся с диабетом. Поэтому взрослые стремятся, чтобы он также употреблял и здоровую пищу… То же касается и знаний. Мотивированных на учёбу детей может быть всего лишь один процент. Но есть национальные цели, и есть цели ещё не осознающего своих истинных потребностей маленького человека, которого какие-то «добрые» взрослые по какой-то причине возвели в ранг божества. Это касается не только родителей — сегодня даже чиновники проводят конференции на тему «Образование глазами детей». Полный абсурд! Хватит воспринимать ребёнка как клиента, который «всегда прав», и которому учителя, как обслуживающий персонал, должны удовлетворять все его прихоти.
Вуз или колледж? Где выпускники хотят учиться после окончания школы Подробнее
— Можно ли увеличить число стремящихся к знаниям детей без применения наказаний?
— У нас пытаются это сделать с помощью так называемых мотивационных и просветительских мероприятий. Привозят, например, 500 детей на научно-образовательный фестиваль, где кто-то выступает (меня, к примеру, часто приглашают). И кто-то из этих ребят, послушав, может задуматься: возможно, действительно стоит отложить смартфон и заняться математикой или физикой. Или даже перевестись в другую школу, где физику ведёт именно физик, а не учитель труда или физкультуры… Проблема в том, что, сколько бы таких мероприятий ни проводилось, спрос на образование мы существенно не увеличим. Даже если в них участвует значительное количество школьников, замотивированными станут единицы. А государству нужны не сотни и даже не тысячи, а миллионы квалифицированных специалистов — инженеров, врачей и т.д. Нехватка образованных выпускников школ просто колоссальная.
Не тащить тяжёлый вуз. Почему дети не хотят долго учиться в университетах Подробнее
Нужно наконец признать школу как структуру, формирующую государство. — Алексей Савватеев
О качестве обучения, оставленном за скобками
— И что, по вашему мнению, следует делать?
— Необходимо изменить подход к массовому образованию, полностью переработать эту систему. Армию нам удалось перестроить, и она начала побеждать — значит, и в школе это возможно? Нужно, наконец, признать школу как государствообразующую структуру. Отказаться от ложных догм, укоренившихся у нас в 80-90-х годах — о том, что ребёнок сам может выбрать, чему учиться, и установить себе «индивидуальную образовательную траекторию». Ограничить бездумную цифровизацию и внедрение искусственного интеллекта там, где они приносят только вред, а не пользу. Перестать предлагать детям «мягкие навыки» вместо твёрдых знаний и заменять нормальное изучение предметов «проектной деятельностью» — всё это только порождает самоуверенных неучей. Открыто признать, что на ВПР (всероссийских проверочных работах) практически все школьники списывают, а многие молодые учителя просто диктуют детям правильные ответы. И что ответы хотя бы по первой части ОГЭ всегда появляются в интернете в день экзамена…
Кроме того, необходимо повысить статус учителя, улучшить условия труда. Развивать систему наставничества, в рамках которой опытные педагоги будут обучать молодое поколение. Освободить учителей от ненужной бюрократии, пересмотреть количество часов, выделяемых на изучение той или иной темы. Приведу пример из математики. Сегодня, например, уделяется всего х часов на объяснение темы раскрытия скобок. При этом её нужно изучать в три раза дольше (3х часов), и потом ещё много раз повторять. Что делает учитель? Он говорит: хорошо, дети, забудьте, что означает операция раскрытия скобок, просто запомните, как это делается. А затем решите несколько задач… Это не учебный процесс, а его имитация. Дети в лучшем случае осваивают навык, но не понимают, что делают и зачем это нужно. Они учатся решать стандартные задачи, но не развивают навыки рассуждения. В результате они не получают глубоких, прочных знаний предмета. Корни проблемы кроются в принятом у нас «системно-деятельностном подходе» и «универсальных учебных действиях», которые существуют и действуют только на бумаге, а для реального изучения предмета необходимо фиксированное количество часов и в 19-м, и в 21 веке.
А мне и петь охота. Могут ли музыка, ИЗО и труд быть необязательны в школе? Подробнее
ИИ не в состоянии предоставить ученику то, чего у него нет: мышления и эмоций. Он может лишь создать шаблон и научить действовать по нему. — Алексей Савватеев
— Тем не менее, дети массово учатся пользоваться тем же ИИ. Это удобно — робот решит за тебя любое уравнение, за секунды напишет сочинение и подготовит презентацию. Зачем напрягать мозги…
— И это ужасно! Учителя уже бьют тревогу: у детей аналитическое мышление ещё не сформировано, они принимают на веру всё, что им выдает искусственный интеллект. Как выполненное «домашнее задание» они могут представить неадекватные результаты от ИИ, например, «человек шёл со скоростью 156 км/час», и это их не смущает. Мыслительный процесс у детей атрофируется, красота поиска решений им не открывается. ИИ не способен дать ученику то, чего нет у него самого: мышления и эмоций. Он может только создать шаблон и научить действовать по шаблону. Это лишает человека творческого начала. Не говоря уже о том, что ИИ не развивает волю ребёнка, потворствует его лени. Вот почему специалисты призывают ограничить использование таких программ до определённого возраста.
Первым делом необходимо сломать представление школьников о том, что поступление в педагогический вуз — это «полный провал». — Алексей Савватеев
О зарплате и престижности профессии
— «Зарплата учителя в ряде регионов не позволяет свести концы с концами», — вы заявили в одном из интервью. И предложили регулировать эту зарплату на федеральном уровне. Ниже какой суммы, по вашему мнению, платить нельзя?
— Менее 50-70 тысяч в месяц за одну ставку, я думаю, даже обсуждать не стоит. Потому что такие деньги можно заработать хоть курьером, хоть кассиром в супермаркете, и для этого не нужен диплом педагогического вуза. Если не повышать доходы учителей, какой конкурс будет в этих вузах, каких студентов там смогут подготовить и какие кадры придут потом в школу обучать наших детей?
Я не хочу утверждать, что на квалифицированных учителей нет спроса. Есть места, и не только в Москве, где их ждут с распростёртыми объятиями и готовы платить им достойные деньги. Талантливые, ответственные выпускники смогут найти себе хорошую работу. Поэтому в первую очередь необходимо разрушить представление школьников о том, что поступление в педагогический вуз — это «полный провал». И параллельно разобраться с тем, что происходит во многих педагогических вузах, где руководство занимается не обучением студентов, а зарабатыванием денег. Хотя вузы в этом не виноваты — их просто поставили в такие условия, дав установку на коммерциализацию всего и вся.
Кадров не хватает. Учителями в колледжах станут непрофильные студенты Подробнее
— Вы считаете, в бюджете есть средства для повышения зарплат педагогам?
— Есть. Другой вопрос, на что они расходуются. Если государство считает, что на систему образования денег нет и не будет, то пусть откровенно об этом скажет. Но тогда какой смысл проводить бесконечные совещания и обсуждать, как нам улучшить то, повысить это… Никак! Значит, всё будет только ухудшаться, и Россия, как в 1990-е, снова окажется в полной зависимости от «старшего брата» — только на этот раз, очевидно, от восточного. Жить без своих прорывных технологий, без собственной микроэлектроники, авиации и многих других достижений. Вопрос: а действительно ли мы этого хотим?