В диагнозе Леонида не осталось сомнений: депрессия, болезнь коллективной российской души. Вечные «лишние люди», чеховские герои, которых отслеживаем в самых разных воплощениях: от олигархов до бомжей, чиновников и интернет-троллей. «Изменить отношение к жизни — отличная штука», — отмечает Леонид. — «Остался пустяк — понять, как бы это сделать». Здесь я готова была сдаться. Если сам Радзиховский, эрудит и философ, не знает, то мне уж точно следует помалкивать. Однако многолетний опыт работы с новостями заставил вернуться к началу письма: «тот же диагноз ставил доктор Чехов».
Доктор Чехов. Благодарю, Леонид! Описав российскую душевную болезнь в мельчайших деталях, Чехов не мог не оставить рецепта. Этот рецепт затерт до дыр, разорван по словам, процитирован и перевран не раз — но он жив. По капле выдавать из себя раба. В этом гениальном рецепте, как и в любом другом, важно каждое слово: дозировка, способ применения, противопоказания. Именно по капле, именно из себя. Болезненный процесс, от которого всячески стремимся уйти! Целый народ в 1917 году решился на революцию, чтобы навсегда освободиться от рабства. А итогом стало рабство, о котором и не мечтали.
И вот, спустя век, — коллективная депрессия, «так было и так будет»… Мы не сможем сделать всех свободными, это факт. Но стать свободными — каждый в отдельности — мы можем и должны, чтобы чувствовать себя свободными. Думать, говорить и жить как свободные люди. Хотя бы думать, хотя бы говорить. В стране свободных людей и рабовладельческой власти делать будет нечего.
Спасибо, доктор Чехов.
P.S. Письмо последнее: Л. Радзиховский заявил, что отвечать уже не будет, поскольку в предыдущих письмах сказано всё.
