Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком www.globallookpress.com
19 декабря 1972 года в Тихом океане успешно приземлился спускаемый аппарат американского космического корабля «Аполлон-17». На этом завершилась последняя лунная миссия с высадкой людей на спутник Земли.
Кеннеди идет ва-банк
Эта дата стала значимой для конспирологов, которые верят в так называемый лунный заговор, делящийся на несколько направлений. Одно из них утверждает, что Соединенные Штаты никогда не высаживались на Луне, а другое — что там было обнаружено нечто, что сделало дальнейшие полеты невозможными.
Но почему же человечество в один момент прекратило полеты на Луну?
В мае 1961 года президент США Джон Кеннеди объявил национальной целью реализацию программы «Аполлон» — высадку американцев на Луне не позднее 1970 года.Операция «Аполлон». Были ли американские астронавты на Луне? Подробнее
Только в первые пять лет реализации программы на нее было затрачено не менее девяти миллиардов долларов, что в современном эквиваленте составляет около 100 миллиардов. По мнению американских историков, уровень мобилизации ресурсов для программы «Аполлон» превосходил масштабы «Манхэттенского проекта», в рамках которого разрабатывалось атомное оружие.
Для Соединенных Штатов, уступивших СССР первенство в вопросах первого спутника и первого человека в космосе, победа на Луне стала вопросом принципа.
Не считаясь с затратами и жертвами
Первый испытательный пилотируемый полет в рамках подготовки лунной миссии на корабле «Аполлон» должен был пройти в конце 1966 года. Однако сроки сдвигались, и в январе 1967 года произошла трагедия — при наземных испытаниях в кабине корабля погибли астронавты Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи.
Это задержало первый пилотируемый запуск «Аполлона» на 21 месяц, но ресурсы, использованные американцами, все равно обеспечивали им преимущество в гонке с СССР.Большая «лунная гонка»: какое место в ней отведено России? Подробнее
Конкуренция завершилась 21 июля 1969 года, когда Нил Армстронг, покинув лунный модуль «Аполлона-11», произнес: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
И, как ни парадоксально, это стало началом конца американской программы.
«Мы победили русских. Зачем тратить деньги дальше?»
НАСА сделало заказ на 15 ракет класса «Сатурн-5» — самых мощных космических носителей в истории. «Аполлон-11» был выведен в космос шестой ракетой из этого заказа. Первоначально планировалось использовать все оставшиеся ракеты для полетов на Луну.
Однако уже в январе 1970 года НАСА объявило о пересмотре планов полета «Аполлона-20». Ракету, предназначенную для этого, передали в программу «Скайлэб» — для создания американской орбитальной станции.
Дело в том, что «Сатурны-5» обошлись бюджету США в современном эквиваленте примерно в 70 миллиардов долларов. И когда НАСА подняло вопрос о выделении средств на новые «Сатурны», Конгресс ответил категорическим отказом.
«Двухпартийный консенсус» по космосу в американском парламенте завершился сразу после Армстронга. Конгрессмены задавались вопросом: «Мы победили русских на Луне, зачем тратить деньги дальше?»Траектория полёта корабля «Аполлон-11». Инфографика Подробнее
Публике стало скучно
Далее должны были следовать научные миссии, представлявшие интерес в широком плане, но не понятные обывателям.
Конгрессмены полбеды — сотрудников НАСА расстроили работники телевидения. Они отметили, что если за полетом «Аполлона-11» нация следила с затаённым дыханием, то уже вторая лунная миссия показала значительное падение интереса. Люди просто выбирали между Луной и сериалом последнее.
Аварийный полет «Аполлона-13», который едва не привел к гибели экипажа, снова привлек внимание на некоторое время. Но подвергать астронавтов смертельному риску ради рейтингов, разумеется, никто не собирался.
Более того, для тех, кто выступал за сокращение программы, история 13-го «Аполлона» стала аргументом — под давлением парламента в сентябре 1970 года были отменены планы лунных экспедиций «Аполлона-18» и «Аполлона-19».
Вселенские планы господина Агню
Другими словами, уже через год после первой высадки стало очевидно, что американцы не собираются закрепляться на Луне.
Более того, летом 1971 года президент США Ричард Никсон предложил сократить лунную программу еще на два полета, утверждая, что она больше не имеет ценности. С огромным трудом НАСА удалось сохранить уже утвержденные научные миссии.«Авантюристы». Почему в СССР не верили, что американцы высадятся на Луне? Подробнее
Таким образом, задолго до «Аполлона-17» стало ясно, что этот полет станет последним. Финансовые средства и ресурсы переводились на программу «Скайлэб».
Соединенные Штаты планировали вернуться на Луну. В 1970 году под руководством вице-президента США Спиро Агню разрабатывалась новая американская космическая доктрина, включающая создание многоразовых кораблей, орбитальных буксиров, крупных и мелких станций на орбитах Луны и Земли, а также постоянной базы на Луне.
Однако все расчеты показывали, что ежегодные ассигнования на реализацию подобной программы превысят расходы на программу «Аполлон».
Луна и Ту-144: что тут общего?
Президент Никсон отверг такие идеи сразу. И новые хозяева Белого дома придерживались той же позиции.
Тратить триллионы долларов на базу на Луне — зачем? Для противостояния СССР Пентагону объект на спутнике Земли не требовался, о промышленном освоении ресурсов Луны речи тоже не шло. А интересы фундаментальной науки финансировать в таком объеме Конгресс никогда бы не разрешил.А была ли высадка на Луну? Аргументы скептиков разбиваются о факты Подробнее
Интересно, что в Советском Союзе рассуждали примерно так же. Проект советской лунной базы «Звезда» был разработан и проработан гораздо глубже, чем американские аналоги. Однако, проиграв лунную гонку, советские руководители начали смотреть на это более прагматично. Вкладывать миллиарды в Луну, не ожидая отдачи, в Москве не было желания больше, чем в Вашингтоне.
На самом деле, примеры подобного рода имеют место не только в космонавтике. В 1970-х году казалось, что в гражданской авиации наступает эра реактивных самолетов. В воздух поднялись франко-британский «Конкорд» и советский Ту-144. Однако продолжения не последовало. Выяснилось, что такая техника слишком капризна и, самое главное, слишком затратно.
В XXI веке пассажиры не летают на реактивных лайнерах так же, как космонавты не отправляются на Луну. Никакого заговора, просто экономика.