фото: https://myseldon.com/ru/news/index/186361563
Рост тарифов, но недостаток тепла. В третьем по величине городе России, Новосибирске, многие многоквартирные и частные жилые дома регулярно остаются без отопления. Жители страдают от холода, а пенсии и зарплаты уходят на оплату коммунальных услуг, в то время как сети остаются без ремонта. Причина этого — концессионное соглашение, подписанное в 2023 году экс-мэром-коммунистом Анатолием Локтем с молчаливым (?) одобрением губернатора Андрея Травникова.
Мэрия передала всю тепловую инфраструктуру частной компании — ООО «НТСК», дочерней организации СГК. На срок 32 года. Безвозмездно. Без реального контроля. И с полным правом собирать платежи, но не использовать их для ремонта.
Мы исследовали текст концессионного соглашения (см. приложенный файл), сопоставили его с заявлениями городской администрации и публичными данными о текущем состоянии дел. Результат — катастрофический дисбаланс прав и обязанностей, системное ослабление позиций муниципалитета и полное безнаказанное игнорирование обязательств со стороны концессионера.
Суть концессии: «Отдаём всё — бесплатно и навсегда»
Согласно пункту 2.1 Соглашения, передают:
«…объекты, входящие в системы теплоснабжения… включая… объекты недвижимости и технологически связанное с ним движимое имущество… предназначенные для производства и передачи тепловой энергии…»
То есть — все ЦТП, тепловые сети, котельные, оборудование. Это имущество, созданное на народные деньги на протяжении многих лет, теперь — в полном распоряжении частной компании, владелец которой, по слухам, живёт в Швейцарии и чье состояние ежегодно увеличивается на несколько миллиардов долларов.
Важно отметить: согласно пункту 2.4, на момент подписания соглашения это имущество принадлежит городу Новосибирску. Однако никакой платы за передачу не предусмотрено. Город фактически безвозмездно передаёт всю систему жизнеобеспечения частной структуре.
Тарифы растут, тепло исчезает — и всё «по закону»
Почему в России снова обсуждаются тарифы ЖКХ? Поводом стал комментарий исполнительного директора Совета ЖКХ Марка Геллера: «реальная стоимость коммунальных услуг превышает номинальную в 2–3 раза».
Ситуация в Новосибирске выглядит совершенно иначе: за последние пять лет тарифы возросли более чем на 50%, деньги в распоряжении энергетиков увеличились, однако они не собираются их вкладывать в ремонты! Поэтому возникают справедливые вопросы: дело не в нехватке средств на поддержку инфраструктуры — деньги, как видно, есть, но они не используют. И второй вопрос: где эти средства, собранные с рабочих, пенсионеров и предприятий?
И очень подозрительно молчат бывший мэр Локоть и текущий губернатор Травников. Неужели, их кто-то заставляет молчать?
По информации общественного активиста Евгения Митрофанова, компания НТСК грубо нарушает условия концессионного соглашения, и мэрия это подтверждает — но ничего не может сделать, так как сама подписала эти условия.
Что обещала СГК — и что делает на самом деле
Согласно концессионному соглашению от февраля 2023 года,
НТСК взяла на себя обязательства:
— в 2023 году вложить 1,5 млрд рублей в реконструкцию и ремонт теплосетей,
— в 2024 году — 924 млн рублей.
Фактически:
— в 2023 году — всего 1 млрд рублей (на 33% меньше обязательств),
— в 2024 году — лишь 515 млн рублей (почти вдвое меньше плана).
Таким образом, фактическое исполнение — на 30–45% ниже обязательств. При этом тарифы для населения ежегодно возрастут, средства собираются, но инвестиции не осуществляются.
Это является грубым нарушением пункта 4.1, а также условий Приложений № 7, 8 и 10, где чётко определены объёмы и сроки работ.
Евгений Митрофанов прямо указывает:
«На подобных условиях любой из нас смог бы “управлять теплосетями”. Собираешь деньги с одной стороны — и не тратишь их на другую. Это не управление».
Мэрия судится — и проигрывает. Почему?
На первый взгляд, в Соглашении существуют механизмы ответственности со стороны энергетиков. Например:
Пункт 13.6 предусматривает штраф 150 000 рублей за неисполнение обязательств по реконструкции.
Пункты 13.1–13.2 позволяют требовать возмещения убытков.
Но! Эти нормы — фиктивные по сравнению с масштабом нарушений:
150 тыс. рублей — это менее 0,015% от годовых обязательств в 1 млрд руб. Это не штраф, а символическая плата за право не ремонтировать.
Возмещение убытков — долгий и сложный процесс, требующий доказательств причинно-следственной связи. А за это время — люди мерзнут, а имущество продолжает разрушаться.
Более того, пункт 12.1 допускает освобождение от ответственности при «особом обстоятельстве» или «непреодолимой силе». НТСК легко может ссылаться на «сложности с поставщиками», «инфляцию», «административные барьеры» — и избежать вины.
Город лишился рычагов влияния
Особенно тревожны процедурные ограничения, навязанные мэрии, и с которыми согласилась администрация Локтя:
Пункт 4.2.2–4.2.4: мэрия может только «предлагать корректировки» Плана мероприятий. Если НТСК не согласна — она просто пишет мотивированный отказ. А если мэрия промолчит 10 дней — план считается автоматически согласованным.
Пункт 9.5.2: на согласование проектной документации у мэрии — 20 рабочих дней. На повторное — 15 дней. У НТСК — 5 дней на устранение замечаний. То есть темп работ определяет концессионер, а не город.
Пункт 9.1: функции контроля за НТСК переданы сразу пяти департаментам мэрии и МУП «Энергия». Это размывание ответственности, создание бюрократических барьеров для эффективного надзора.
Фактически, мэрия превращена в наблюдателя, не обладающего реальными рычагами воздействия.
Самое тревожное — механизм выхода из соглашения:
Пункт 15.3: досрочное расторжение возможно только при «существенном нарушении» со стороны НТСК.
Однако в перечне таких нарушений — только полное прекращение деятельности, значительный ущерб, использование имущества не по назначению. Простое недовыполнение инвестиций — не попадает под критерий.
А пункт 15 в целом говорит: если соглашение расторгнуто не по вине НТСК, то город обязан возместить ей ВСЕ затраты, включая незавершённые объекты.
То есть:
Если НТСК не проводит ремонты — это «не существенное нарушение».
Если мэрия всё же решится расторгнуть — она выплатит миллиарды за то, что и так принадлежало городу.
Это — юридическая ловушка на 32 года.
По словам Митрофанова, мэрия уже два года судится с НТСК, пытаясь заставить компанию выполнить обязательства. Но… ничего не получается.
Формально город — «концедент». На практике — бессильный наблюдатель, которому автоматически одобряются инвестиционные планы, если он «промолчит 10 дней» (п. 4.2 соглашения).
Кто виноват? Тот, кто подписал — и до сих пор на свободе
Самое циничное в этой ситуации — политический контекст.
Концессионное соглашение подписал Анатолий Локоть — первый секретарь Новосибирского обкома КПРФ, бывший мэр, который позиционировал себя как «защитника народа от олигархов».
Теперь те же коммунисты активно требуют «национализировать тепло», «вернуть под контроль народа», «наказать СГК».
Но кто сам отдал эту инфраструктуру?
Кто подписал документ, по которому город отдал всё бесплатно и лишил себя прав контроля?
Митрофанов ставит прямой вопрос:
«Не была ли СГК/НТСК спонсором КПРФ? Не за это ли Локоть подписал соглашение на таких кабальных условиях?» А кто лоббировал все решения Локтя в совете депутатов Новосибирска – фракция КПРФ, у которой даже был свой заместитель председателя — Тыртышный.
И Локоть до сих пор не в тюрьме, хотя речь идёт о серьёзном ущемлении интересов города и его жителей на десятилетия вперёд. А Тыртышный пошёл «на повышение» — стал депутатом Заксобрания и даже назначен заместителем председателя комитета по… ЖКХ. Уж не для того ли, чтобы и дальше облагодетельствовать Новосибирск подобными концессиями? Может быть, скоро коммунисты во главе с Тыртышным и воздух в концессию какому-нибудь швейцарцу-олигарху сдадут?
Странным в этой ситуации выглядит и молчание губернатора Травникова. Неужели, и он замешан в этих неприглядных делах? Вместо того, чтобы потребовать пересмотра соглашения, ввести чрезвычайный контроль или хотя бы публично потребовать от НТСК выполнения обязательств, он не вмешивается.
Молчание губернатора в этой ситуации — не нейтралитет, а попустительство (или соучастие?). Попустительство, которое позволяет частной компании грабить систему жизнеобеспечения целого мегаполиса.
Концессия — не партнёрство, а передел
Новосибирск — не абстрактный пример. Это человеческая трагедия, скрытая под юридическими формулировками.
Когда тарифы растут под предлогом надвигающейся катастрофы, а люди видят, как их деньги расходуются бездумно, это системное нарушение обязательств, юридически закреплённое предательство интересов горожан. Когда компания получает систему теплоснабжения бесплатно, собирает деньги с населения и не производит нужные ремонты — это не реформа. Это грабёж под прикрытием закона.
И самое ужасное, что всё это происходит с участием власти, как в случае с Локтем, и с полным молчаливым согласием властей.
Фото: sibkray.ru




