Кровавое крушение поезда в Купавне: шокирующие детали и секреты расследования

Сюжет Всемирная история с Андреем Сидорчиком Внутренний вид вагона. Внутренний вид вагона. / Ян Тиханов / РИА Новости

Полвека назад в начале сентября в Подмосковье стояла теплая и солнечная погода. Она напоминала людям о прошедших отпусках и каникулах. Пассажиры, садившиеся в электричку на станции Купавна, не ожидали ничего плохого. Однако некоторые из них оставались живыми всего несколько минут.

Профилактические работы

В 1970-х годах утверждение «Плохих новостей в СССР не бывает» работало безупречно. Если возникала хоть малейшая возможность скрыть чрезвычайное происшествие, именно так и поступали.

О событиях, произошедших 5 сентября 1975 года на станции Купавна Горьковской железной дороги, знали только те, кто был непосредственно вовлечен. Основные детали инцидента сохранились, по сути, лишь в официальных отчетах.

Тем утром на станции планировались регулярные профилактические работы — промывка проводов на стрелочных переводах двух главных путей.

Дежурный по станции товарищ Кукоба в 10:30 дал разрешение, и стрелочные переводы были отключены. Электромеханик Самойлов приступил к работе, как и полагалось, надев красный колпачок на ручку выключенных стрелок.Кровавое крушение поезда в Купавне: шокирующие детали и секреты расследованияПоезд дальше не идёт. Крупнейшие железнодорожные катастрофы XXI века Подробнее

Ошибка за ошибкой

Однако Самойлов не выполнил второе требование — не вынул из пульта контрольные лампы положения стрелочных переводов, которые сигнализировали дежурному о состоянии стрелки.

В следующие четыре часа проблем не возникало — поезда проходили в режиме, не требующем перевода работающего съезда № 2/4.

Затем понадобилось перегнать электровоз, для чего стрелки нужно было перевести вручную. Дежурный Кукоба направил для этого стрелочницу Абрамову.

Она выполнила необходимые действия, электровоз перегнали, но затем произошла роковая ошибка. Стрелочница вернула стрелку 2 в исходное положение, но не сделала того же со стрелкой 4.

На пульте дежурного лампы светились зеленым — напомним, электромеханик не вынул их, как это было положено.

В этот момент на станцию Купавна подошла электричка, направлявшаяся в Москву. Пассажиры спешно заполняли вагоны, думая о повседневных делах. Но не всем суждено было добраться до пункта назначения.

Электровоз.Электровоз. Фото: ru.wikipedia.org

Осторожно, двери закрываются…

Бригаду электропоезда № 835 составляли машинист Ерохин и помощник машиниста Чечнев. Увидев выходной сигнал светофора, они закрыли двери поезда и отправились в путь. Состав быстро набирал скорость.

По второму главному пути на станцию заезжал грузовой состав с щебнем. Когда электропоезд проходил ту самую стрелку 4, он направился в сторону товарняка.

«Машинист электропоезда Ерохин и помощник машиниста Чечнев не внимательно следили за состоянием стрелочного перевода № 4, который был установлен на 2-й путь вместо 1-го, нарушив тем самым ПТЭ», — говорилось в официальных отчетах о крушении. Но вряд ли у бригады электрички было время на реакцию.

«Первый вагон грузового поезда оказался на верху электрички»

Первый вагон электропоезда и его пассажиры были спасены благодаря конструкции. Головные вагоны электропоездов типа ЭР1 имеют округлую форму, и в результате первого удара с грузовым составом первый вагон электрички был отброшен в сторону. Однако пассажирские и товарные вагоны начали налетать друг на друга, образуя груду обломков.

Электропоезд ЭР1.Электропоезд ЭР1. Фото: ru.wikipedia.org

Тот самый электромеханик Самойлов, ставший свидетелем последствий, дал такие показания: «Мы взяли инструмент и направились к мастерской. По I главному пути шла электричка, когда была середина состава, я услышал скрежет и обернулся. Первое, что я увидел: по II главному пути шел электровоз. Первый вагон грузового поезда оказался на верху электрички. Товарный состав был разорван ею. При электровозе осталось 8 вагонов, причем 6, 7, 8 вагоны с головы поезда получили повреждение».

Другие свидетели описывали происшествие как «месиво». Полностью разрушенными оказались десять вагонов товарного состава и три вагона электрички.

Подписка о неразглашении

Спасать пострадавших бросились все, кто оказался поблизости — сотрудники станции, пассажиры, которым повезло не быть в роковой электричке, жители близлежащих домов. Вскоре к месту происшествия прибыли грузовики с военнослужащими расположенной неподалеку части — МЧС тогда еще не существовало, и ликвидация последствий крушения легла в основном на работников железной дороги, а также солдат и офицеров.

Военные вместе с милицией организовали оцепление района катастрофы. ГАИ занималась координацией подъезда машин скорой помощи.

Движение поездов из-за крушения было остановлено на 17 часов. Никакой информации о произошедшем не было решено публиковать. К свидетелям подошли лица в штатском и попросили подписать бумаги о неразглашении. Последствия крушения. Статья по теме «Великое крушение». История крупнейшей железнодорожной катастрофы в США

Для внутреннего пользования

В результате возникли слухи, согласно которым в Купавне погибли около 600 человек. Это число совершенно нереально и не подтверждается фактами. Однако и то, что произошло на самом деле, ужасно — 18 погибших, 33 тяжелораненых. Количество тех, кто получил незначительные ранения, на сегодняшний день невозможно установить.

Министерство путей сообщения провело разбор полетов — было дано указание усилить дисциплину, пресекать факты небрежного отношения к служебным обязанностям.

Начальника станции, дежурного по станции и стрелочницу Абрамову объявили главными виновными — материалы на них были переданы в следственные органы. Однако даже историки железнодорожного транспорта не знают, дошло ли дело до суда и был ли вынесен приговор. Все из-за того, что не посчитали нужным предавать огласке случившуюся трагедию. Следовательно, выводы остались только для служебного использования.

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы