istockphoto.com
Сервис «Ремонт со СберУслугами» провел исследование, чтобы определить, какой тип недвижимости предпочитают россияне — классические однокомнатные квартиры или квартиры-студии. В опросе участвовало более 2000 человек из различных регионов России.
Согласно данным аналитического центра Домклик, интерес к однокомнатным квартирам в России остается стабильным и даже показывает тенденцию к росту. С 2020 по 2024 год доля «однушек» в ипотечных выдачах варьировалась от 33% до 35%, однако в 2025 году, по итогам первых семи месяцев, этот показатель увеличился на 3 процентных пункта — до 38%.
Если рассматривать спрос по регионам, то наибольшая доля однокомнатных квартир зафиксирована в Республике Адыгея (54,1% от общего числа ипотечных сделок в 2025 году) и Санкт-Петербурге (53,8%). Также сравнительно высокий интерес к однокомнатным квартирам наблюдается в туристических и курортных зонах: в Крыму и Калининградской области доля «однушек» составила по 47,6%, в Краснодарском крае — 47,4%. В Москве на однокомнатные квартиры приходится 40% от общего числа ипотечных сделок.
Средняя цена однокомнатной квартиры в России составляет 5 миллионов рублей, что на 18% больше, чем в прошлом году. Площадь стандартной однокомнатной квартиры немного превышает 35 квадратных метров. В 2025 году, как и в предыдущем году, большую часть однокомнатных квартир покупают в новостройках (70% от общего числа сделок), остальное — на вторичном рынке. Большинство однокомнатных квартир (45,4%) продаются без отделки, в 16% случаев имеется сделанный ремонт. Женщины чаще приобретают однокомнатные квартиры по сравнению с мужчинами — 58% против 42%. Средний ежемесячный доход ипотечного заемщика, купившего однокомнатную квартиру, составляет примерно 100 тысяч рублей.
Какие факторы выделяют россияне при покупке жилья
Классические однокомнатные квартиры ассоциируются с отдельными зонами для жизни и отдыха, что многие считают более удобным — это подчеркивают 92% опрошенных. Тем не менее, 8% респондентов все же предпочли бы совмещенную кухню со спальней и гостиной.
Транспортная доступность и инфраструктура являются приоритетом для 80% россиян при выборе жилья. 79% опрошенных ориентируются на цены на недвижимость. Также важными факторами для 68% респондентов являются планировка и удобство квартиры или студии. 56% обращают внимание на площадь. Лишь 8% россиян рассматривают варианты перепланировки жилья.
Среди тех, кто выделяет плюсы студий, 48% респондентов в первую очередь упоминают стоимость. Небольшие коммунальные расходы отмечают 37% опрошенных. Студии выигрывают за счет компактности и минимализма, что делает их идеальным выбором для молодых пар, по мнению 32% участников исследования. Также это выгодная инвестиция для 30% респондентов. Конечно, меньшая площадь означает, что проще поддерживать порядок, и 23% респондентов выделяют это как важное преимущество. Открытое пространство выглядит стильно для 17% опрошенных, а 16% подчеркивают гибкость зонирования студий.
«Классические однокомнатные квартиры и студии представляют собой два различных формата жилья, каждый из которых имеет свои особенности и целевую аудиторию. В конечном счете, выбор между студией и классической однокомнатной квартирой зависит от бюджета, образа жизни и требований к комфорту: для длительного проживания и небольшой семьи лучше подойдет однокомнатная квартира, для мобильных и экономных — студия», — отметила руководитель проектов сервиса «Ремонт со СберУслугами» Полина Цветкова.
Респонденты также объяснили, почему считают классические однокомнатные квартиры более удобными. Более 77% отметили разделение пространства — это важно, например, для предотвращения распространения запахов еды в жилую зону. Четкое зонирование и приватность спального места являются ключевым преимуществом однокомнатной квартиры для 64% респондентов. За большее пространство и практичность выступают 47% и 43% участников опроса соответственно. 38% опрошенных полагают, что классическая планировка удобнее для семьи с ребенком, если она выбирает именно однокомнатную квартиру. 33% респондентов считают, что классические однокомнатные квартиры легче сдаются в аренду и быстрее продаются. А 28% просто придерживаются традиций, и поэтому привычный с детства вариант для них более предпочтителен.