Сюжет Восточный экономический форум — 2025 Елена Маринина, заместитель директора фонда «Росконгресс», председатель совета фонда «Инносоциум». «Росконгресс»
Кино — это искусство или же индустрия? А мода? Разработка робототехники — это инженерное творчество или тоже индустрия? В последнее время восприятие многих направлений творчества, которые ранее считались исключительно культурой или искусством, значительно изменилось. Теперь это именуется креативными индустриями. Какой вклад внес новый термин в их развитие? Об этом на площадке «Аргументов и фактов» на Восточном экономическом форуме говорила заместитель директора фонда «Росконгресс», председатель совета фонда «Инносоциум» Елена Маринина.
Среда жизни
Aif.ru: Креативные индустрии — это о заработке денег людьми или о реализации госпрограмм?
Елена Маринина: Креативные индустрии — это уже не только культура или искусство, это отражение того, чем сегодня живут люди, поскольку практически ни одна сфера экономики ни в стране, ни в мире не обходится без креативных индустрий.
Это сквозная экономика, охватывающая все отрасли — от строительства до энергетического сектора. Без этого невозможно ни разрабатывать месторождения, ни строить новые объекты.
Долгие годы креативные индустрии рассматривались исключительно как культура, искусство, культурные продукты. Сегодня на всех форумах и площадках мы продвигаем идею о том, что это всё же экономика. Это обширная экономика, обладающая огромным потенциалом роста в нашей стране. Динамика уже наблюдается, и входить в эти отрасли стало довольно перспективно, за ними в значительной степени будущее.
— Существует множество толкований креативных индустрий — что это значит для вас, что вы подразумеваете под этим термином и что развиваете?
— С одной стороны, креативные индустрии — это стремительно развивающиеся сектора экономики, охватывающие почти все сферы нашей жизни. С другой стороны, это та среда, в которой сегодня существует человек любого возраста, независимо от места его проживания. Это одежда, которую мы носим, это мебель, которой мы пользуемся, это города, в которых мы живём. Это тот аудиовизуальный контент, который мы слушаем в поездках или смотрим дома.
По сути, креативные индустрии формируют именно ту среду жизни, в которой мы существуем ежедневно, и становятся стратегическим ресурсом конкуренции между регионами и странами за таланты, за молодёжь, за будущее.
Экономические тренды. Подведены итоги ВЭФ 2025 Подробнее
Каналы трансляции наших ценностей
— Почему Дальний Восток считается самым креативным регионом России?
— Дальний Восток — это территория с огромным природным потенциалом. Он открывает большие возможности для создания фильмов, сериалов, анимаций. Кроме того, туризм — одно из самых активно развивающихся направлений креативных индустрий. В этой области тоже присутствует огромный потенциал, особенно учитывая, что приоритеты изменились: с внешнего туризма наши граждане переориентируются на внутренний.
Креативные индустрии как раз помогают преобразовать эти природные возможности — с помощью человеческого капитала и талантов — в реальные и активно растущие сектора экономики.
На площадке Восточного экономического форума мы провели также форум креативных индустрий: множество сессий и дискуссий были посвящены перспективам креативных индустрий на Дальнем Востоке. И мы наблюдаем, что этот регион привлекает всё больше внимания, а близость к Китаю и странам Азии делает его естественной площадкой для международного диалога через культурные продукты, которые становятся нашими агентами влияния.
— Как обстоит дело с развитием креативных секторов экономики? Есть ли ощутимые результаты?
— Президентом поставлена задача увеличить долю креативных индустрий, и мы действительно наблюдаем рост, однако он пока не такой, как это востребовано у нас и как это происходит в других странах.
— Почему, развивая многие направления, в той же лёгкой промышленности, вы делаете акцент на народные традиции? Больше не на что?
— В креативных индустриях очень важно, что они выступают мощными проводниками культурного кода территории. Мы все понимаем, что наша страна велика, с огромным количеством регионов и народов, и наше единство строится на многообразии, а многообразие — на сохранении своих корней.
Чем крепче мы опираемся на свои корни, тем легче нам двигаться, расти и развиваться. Поэтому промыслы и ремёсла — это хранители культурного кода, которые могут многое поведать об истории и традициях той или иной территории. В то же время это мощный ресурс для развития экономики регионов и их туристического потенциала.
Поэтому одной из наших задач, в том числе в проекте «Душа России», — это создание на основе традиций, промыслов, ремёсел новых современных продуктов в коллаборации с модными дизайнерами и современными брендами. Всё это направлено на то, чтобы наше наследие стало модным и востребованным у молодых поколений.
Точная цифра. Насколько выгоднее вести хозяйство на Дальнем Востоке Подробнее
Синтез великого
— Чем занимается фонд «Инносоциум» и что вы представляете на ВЭФ?
— Наш фонд — это социокреативная платформа Росконгресса. На Восточном экономическом форуме мы организовали сессии по развитию креативных индустрий и реализации человеческого потенциала, а также Форум креативных индустрий. Реализуем масштабный проект «Душа России», который обогатил культурную программу ВЭФ-2025. По всему Приморскому краю прошли кинопоказы — их было более 75, открытых и доступных для местных жителей. Кроме того, прошла большая всероссийская кинопремьера нового историко‑приключенческого сериала «Царь ночи», который также заставляет задуматься о ценностях и духовных смыслах нашей жизни в самые трудные времена.
Кроме того, на форуме мы представили новый проект — иммерсивный концерт «Душа России, Россия — миру». Он стал синтезом великой поэзии, музыки и живописи, рассказывая о том, чем мы гордимся, — о нашем духовном и культурном наследии.
Его можно считать ярким завершением перекрёстных Годов культурного сотрудничества России и Китая, так как в концерте также были представлены номера наших китайских партнёров.
— Кто у нас в России самый успешный креативщик?
— В разных секторах их достаточно много. Мы наблюдаем, как развиваются кинопроизводственные компании — наши кинопоказы и кинопремьеры мы организовывали в партнёрстве с «Газпром Медиа Холдинг», с Central Partnership, который активно работает на этом рынке. Я уверена, что в каждой сфере креативных индустрий есть свои лидеры и новаторы. Форум предоставляет возможность этим людям заявить о себе, а нам — увидеть новые имена и поддержать их путь в будущее.