Анжелика, однажды выбрав «космическую дорожку», шаг за шагом уверенно движется по ней. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ
Считаете, что эпоха романтиков и мечтателей уже канула в лету, а миром правят только деньги, и счастье связано исключительно с материальным благосостоянием? Нет, и ещё раз нет. Мечтатели по-прежнему существуют, просто мы стали их не замечать. Но когда встречаешь таких людей, понимаешь, как здорово мечтать и, что самое главное, двигаться к своей главной цели в жизни, несмотря ни на что.
С котенком летать приятнее, чем в одиночку
Анжелике Парфеновой сейчас 30 лет, и с раннего возраста она мечтает стать космонавтом. Понимаете, откуда девочка из Стерлитамака, и где космос. Кажется, до Марса ближе. Но Анжелика, однажды выбрав «космическую дорожку», шаг за шагом продолжает двигаться по ней.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Считайте на пальцах. После девятого класса она поступила в техникум при вертолетном училище. Поняла, что для поступления в вуз этого недостаточно, прошла экстерном программу за 10 и 11-й классы, сдала ЕГЭ и поступила в Московский авиационный институт (МАИ) на аэрокосмический факультет.
Но небо звало ещё выше. На пятом курсе МАИ она принимает решение и поступает в Сасовское (филиал Ульяновского) летное училище гражданской авиации. Завершает Московский авиационный институт и одновременно учится на пилота. В 2021 году окончила авиаучилище и стала летчиком. Летала вторым пилотом пассажирского самолета на Дальнем Востоке.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Дмитрий Невзоров, aif.ru: А свой первый самостоятельный полет помните?
Анжелика Парфенова: Конечно. Нужно было сделать один круг над аэродромом. Всего шесть минут. Я очень волновалась. Хотелось, чтобы рядом был кто-то, пусть даже маленький котенок. Я должна была чувствовать ответственность за кого-то.
Чувствовать ответственность за других! В этом вся Анжелика — идеальный пилот для гражданской авиации, где жизнь и безопасность пассажиров стоят на первом месте.
— Как реагируют пассажиры, узнав, что за штурвалом женщина?
— Среди мужчин-пилотов ощущается некоторая ревность, хотя большинство поддерживает. Говорят: «Девчонки, молодцы. Вперед. Все получится». У пассажиров только положительные эмоции. Полет с девушкой-пилотом кажется им чем-то более уникальным, необычным.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
Испытания в глобальном масштабе
У Анжелики Парфеновой — более 500 часов налета, казалось бы, летай и летай. Становись первым пилотом. Переходи на большие самолеты и международные авиалинии. Карьера обеспечена. Но это не про Анжелику. Узнав, что нужны испытатели для космической программы, имитирующей полет на Луну, она без колебаний уволилась из авиакомпании и подала заявку на участие в конкурсе.
«Это ещё на один шаг приближало меня к космосу», — объяснила она.
Так постепенно в разговоре с Анжеликой мы подошли к теме дальних космических полетов и испытаний человеческих возможностей.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
— Не страшно быть испытателем? Ведь можно потерять здоровье?
— Многие теряют здоровье, ведя неправильный образ жизни. А здесь ты занимаешься чем-то значительным, причём в глобальном масштабе.
— Во время одного из экспериментов вы провели пять суток в воде.
— Этот опыт называется «сухая иммерсия». Впервые в мире женщина провела в таких условиях пять суток. Это имитация невесомости. Ранее, когда испытания проводили на собаках, их полностью погружали в воду, оставляя только голову на поверхности, а людей сейчас запаковывают словно в кулек. Вокруг вода, ни опор, ни стенок, дно где-то далеко под тобой.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
За 366 дней на Луну и обратно
Анжелика Парфенова является одним из членов экипажа «космического корабля», который отправился на Луну с целью создать лунную базу и вернуться назад. Эксперимент длился 366 суток — полный високосный год. Экипаж состоял из шести человек: двое мужчин и четыре женщины. До этого в мире никто не летал в таком составе на столь долгий срок. Кстати, подготовка испытателей к «полетам» напоминает подготовку космонавтов. Как рассказала Анжелика, их группу в октябре высадили в смоленских лесах с минимальным набором вещей: парашютная ткань, запас продуктов, и поставили задачу выжить два дня.
«Нас было десять: основной экипаж и дублеры, — вспоминает Анжелика. — Замерзли, промокли, но выжили».
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
— В лесах выжили, а как прошел полет на Луну? Год в замкнутом пространстве нелегко провести, даже если ничего не делать.
— Если ничего не делать, думаю, это невозможно. Но наша задача заключалась в том, чтобы добраться до Луны, провести там множество научных экспериментов и вернуться на Землю. Свободного времени было очень мало. Замеры проводились даже во сне.
— Было желание постучать в стену и попросить завершить эксперимент?
— Ой, этого вопроса мы все в экипаже старались избегать. Конечно, были кризисные моменты, но мы их преодолевали. Иногда сидишь, словно в консервной банке, и думаешь, ради чего всё это? А потом скидывают новость, где рассказывают о нашей работе по телевидению, и понимаешь, что мы нужны, что делаем важное дело для страны.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
— Чем вы питались целый год?
— В основном сублимированная еда. Мы проводили эксперимент по выпечке хлеба в специальной печи. Это тоже было впервые в рамках проекта «Сириус». Готовить и есть хлеб было настоящим удовольствием, потому что пахло свежеприготовленной едой. Мы ещё выращивали микрозелень, рукколу, даже помидоры. Бывали случаи, когда один маленький помидор делили на всех.
Анжелика рассказала, что вся жизнь на станции была подчинена моделированию полета в дальний космос. А здесь особенно важны взаимопонимание и командный дух. Одиночка в космосе, как и на земле, не выживет.
«И на тропинках далеких планет останутся наши следы»
С Анжеликой Парфеновой мы общались почти час. В конце я задал ей несколько блиц-вопросов, которые меня сильно интересовали.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
— Как родители отнеслись к вашему выбору стать космонавтом?
— Мама очень переживает, но она сказала, что не хочет обрезать мне крылья. За это я ей очень благодарна.
— Если бы ваша дочь сказала, что хочет пойти по вашим стопам?
— У меня пока нет дочки, но, думаю, я была бы очень рада за неё.
— Что повлияло на ваше желание стать космонавтом: книги или фильмы?
— Я любила фантастические мультфильмы, такие как «Футурама», про будущее и межпланетные полеты. Я и сейчас верю, что это возможно. Сначала просто мечтала стать космонавтом, а в 16 лет поняла, что всё реально в жизни, если стремиться к своей цели.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
— Вы участвовали в отборе актрис для съемок в фильме «Вызов». Это был интересный опыт?
— Очень. Но отбирали, в первую очередь, актрис, и по возрасту я не подходила. Там нижний предел был 25 лет, а мне было 24, я ещё училась. Это скорее была проба пера. Я понимала, что мой путь другой.
— На что вы готовы пойти ради полета в космос?
— На годы своей жизни, в течение которых я иду к своей цели.
— Если вам предложат полететь на Марс, но предупредят, что оттуда можно не вернуться. Полетите?
— Да, полечу. Делая что-то первым, ты понимаешь, что рискуешь, но здесь цель оправдывает средства, хотя бы в масштабах планеты.
Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий
— Есть ли жизнь на Марсе?
— Во Вселенной точно есть.
— Если встретитесь с инопланетянами, что расскажете им о Земле?
— Что Земля великолепна. Но важно, чтобы они были дружелюбно настроены к нашей планете.
— Вы будете проходить отбор в отряд космонавтов?
— Конечно, я всё делаю ради этого.
— Давайте договоримся, что следующее интервью с вами будет, когда вы попадете в отряд космонавтов.
— Договорились.
Анжелика Парфенова с детства мечтает быть космонавтом
© АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Личный архив
Личный архив
Личный архив
Личный архив
Личный архив
Личный архив
© АиФ / Эдуард Кудрявицкий
Личный архив
Личный архив
Личный архив
Личный архив
Личный архив
Личный архив
Личный архив