Конец ига Золотой Орды: как Иван III освободил Русь от монголо-татарского гнёта

Конец ига Золотой Орды: как Иван III освободил русских от гнёта монголо-татар

В конце осени 1480 года завершилось Великое стояние на Угре. Считается, что после этого на Руси больше не существовало монголо-татарского ига.

Оскорбление

Конфликт великого князя Московского Ивана III с ханом Большой Орды Ахматом возник, по одной версии, из-за невыплаты дани. Однако ряд историков предполагает, что Ахмат дань получил, но направился к Москве, поскольку не дождался приезда Ивана III, который должен был получить ярлык на великое княжение. Таким образом, князь не признал авторитет и власть хана.

Особенно оскорбило Ахмата то, что, когда он отправил в Москву послов с просьбой о дани и оброках за предыдущие годы, великий князь вновь не проявил должного уважения. В «Казанской истории» написано: «великий же князь не испугался… взяв басму, плюнул, сломал, бросил наземь и растоптал ногами своими». Конечно, такое поведение великого князя трудно представить, но отказ признать власть Ахмата действительно имел место.

Подтверждение гордости хана можно найти и в другом эпизоде. На «Угорщине» Ахмат, находясь в невыгодной стратегической позиции, требовал, чтобы Иван III сам пришел в ордынскую ставку и стал у стремени владыки, ожидая принятия решения.

Женское участие

Ивана Васильевича больше заботила его семья. Его супругу народ не особенно любил. В панике князь в первую очередь позаботился о жене: «великую княгиню Софию (римлянку, как выражаются летописцы), Иоанн отправил вместе с казной на Белоозеро, дав приказ двигаться далее к морю и океану, если хан перейдет Оку», — писал историк Сергей Соловьев. Однако её возвращению с Белоозера народ не обрадовался: «великая княгиня Софья бегала от Татар на Белоозере, а никто же за ней не гнался».

Братья, Андрей Галицкий и Борис Волоцкий, подняли восстание, требуя разделить наследство умершего брата — князя Юрия. Лишь когда этот конфликт был разрешён, не без помощи матери, Иван III смог продолжить борьбу с Ордой. В целом, «женское участие» в стоянии на Угре оказалось значительным. Если верить Татищеву, именно Софья убедила Ивана III принять историческое решение. Победу в Стоянии также связывают с заступничеством Богородицы.

Кстати, размер требуемой дани был относительно невысок — 140 000 алтын. Хан Тохтамыш за век до этого собрал с Владимирского княжества почти в 20 раз больше.

Не экономили и при планировании обороны. Иван Васильевич отдал распоряжение сжигать посады. Жителей переселили внутрь крепостных стен.

Существует версия, что князь просто откупился от хана после Стояния: одну часть денег выплатил на Угре, вторую — после отступления. За Окой Андрей Меньшой, брат Ивана III, не нападал на татар, а отдал «выход».

Нерешительность

Великий князь отказывался от активных действий. Впоследствии потомки оценили его оборонительную позицию. Однако у некоторых современников мнение было иным.

Узнав о приближении Ахмата, он запаниковал. Народ, согласно летописи, обвинял князя в том, что тот подвергает всех опасности своей нерешительностью. Опасаясь покушений, Иван уехал в Красное сельцо. Его наследник, Иван Молодой, в это время находился при войске, игнорируя просьбы и грамоты отца с требованием покинуть армию.

Великий князь всё же выехал к Угре в начале октября, но до основных сил не добрался. В городе Кременец он дождался помирившихся с ним братьев. А в это время на Угре происходили бои.

Почему не пришёл на помощь польский король?

Главный союзник Ахмат-хана, великий литовский князь и польский король Казимир IV, на помощь так и не пришёл. Возникает вопрос: почему?

Одни связывают это с тем, что король был озабочен нападением крымского хана Мепгли-Гирея. Другие указывают на внутренние распри в литовских землях — «заговор князей». «Русские элементы», недовольные королём, искали поддержки у Москвы и стремились к воссоединению с русскими княжествами. Есть и мнение, что король сам не желал конфликтов с Русью. Крымский хан не вызывал у него опасений: посол с середины октября вёл переговоры в Литве.

И замерзающий хан Ахмат, дождавшись морозов, а не подкрепления, писал Ивану III: «А нынеча если от берега пошол, потому что у меня люди без одеж, а кони без попон. А минет сердце зимы девяносто дней, и аз опять на тебя буду, а пить ти у меня вода мутная».
Гордый, но неосторожный Ахмат вернулся в степь с добычей, разорив земли бывшего союзника, и остался зимовать в устье Донца. Там сибирский хан Ивак через три месяца после «Угорщины» собственноручно убил противника во сне. В Москву был отправлен посол, чтобы объявить о кончине последнего правителя Большой Орды. Историк Сергей Соловьев описывает это так: «Последний грозный для Москвы хан Золотой Орды пал от руки одного из потомков Чингисхана; у него остались сыновья, которым также суждено было погибнуть от татарского оружия».

Вероятно, потомки всё же остались: Анна Горенко считала Ахмата своим предком по материнской линии и, став поэтессой, выбрала псевдоним — Ахматова.

Споры о месте и времени

Историки спорят о том, где именно на Угре произошло Стояние. Указываются и район под Опаковым городищем, и село Городец, и место слияния Угры с Окой. «К устью Угры вдоль ее правого, «литовского» берега тянулась сухопутная дорога из Вязьмы, по которой ожидалась литовская помощь и которую ордынцы могли использовать для маневров. Даже в середине XIX в. Российский генеральный штаб рекомендовал эту дорогу для передвижения войск от Вязьмы к Калуге», — отмечает историк Вадим Каргалов.
Не известна и точная дата прибытия Ахмата на Угру. Книги и летописи согласны в одном: это случилось не ранее начала октября. Владимирская летопись, например, указывает на точность вплоть до часа: «прииде на Угру октября в 8 день, в неделю, в 1 час дня». В Вологодско-Пермской летописи написано: «прочь царь пошол от Угры в четверг, канун Михайлову дни» (7 ноября).

Источник: russian7.ru

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы