Когда ИИ становится помощником для школьников: мнение эксперта Зубченко

Российские школы уже активно внедряют ИИ в образовательный процесс Российские школы уже активно внедряют ИИ в образовательный процесс Shutterstock.com

Когда ИИ становится помощником для школьников: мнение эксперта ЗубченкоПока ведутся споры о том, полезно ли или вредно использовать нейросети, российские школы уже активно интегрируют ИИ в образовательный процесс. Но ключевой вопрос остается открытым — как обучить детей использовать этот инструмент так, чтобы они не только копировали готовые ответы, но и реально развивались? Об этом aif.ru рассказывает продюсер-стратег, специалист по монетизации через нейросети и предприниматель в сфере edtech Натэла Зубченко.

Так, проект «Московская электронная школа», охватывающий три миллиона участников — учителей, учеников и родителей — уже включает в себя более 33 тысяч интерактивных сценариев уроков и автоматизированную проверку домашних заданий. Кроме того, Московский городской педагогический университет имени В. И. Ленина стал первым в России, кто официально разрешил использование ИИ при написании дипломных работ. Представители старшего поколения недоумевают — куда мы движемся?Когда ИИ становится помощником для школьников: мнение эксперта ЗубченкоЗнакомство с интеллектом. Россияне поддерживают изучение ИИ в школах Подробнее

Не бороться, а адаптироваться

Самые прогрессивные педагоги уже осознали, что противостоять нейросетям бесполезно. И не стоит их бояться. Ранее также с опасением относились к калькуляторам, полагая, что из-за них дети перестанут считать. Однако эти страхи не подтвердились, и школа научилась эффективно использовать этот инструмент. То же самое касается нейросетей. Вместо того чтобы бороться с прогрессом, который изначально обречён на поражение, современные учителя изменяют сами задания. Например, они просят учеников продемонстрировать не только конечный результат, но и весь процесс работы — от первых набросков до окончательной версии. Или ставят задачи, связанные с недавними классными дискуссиями и личным опытом учеников, поскольку ИИ не может просто воспроизвести это.

Интересный подход — предложить детям создать эссе с помощью нейросети, а затем выявить в нём все фактические ошибки и проверить источники. Так школьники учатся критически оценивать информацию от ИИ. Этот навык в будущем обязательно пригодится.

Обмануть учителя не удастся. Педагог всегда сможет определить, что ребёнок просто скопировал ответ от нейросети. На это могут указывать, например, следующие признаки:

  • текст написан на взрослом языке с фразами, которые ребёнок не использует, или стиль письма резко отличается от его предыдущих работ;
  • в работе содержится информация, которую не изучали в классе;
  • ребёнок не может ответить на простые вопросы по своей работе.Заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова. От ремонта до ИИ. Анастасия Ракова рассказала о нововведениях в образовании Подробнее

Полезно для детей, выгодно для родителей

Первоначальная реакция многих родителей на стремительное развитие искусственного интеллекта — страх. Кажется, что ребёнок теперь будет только списывать и перекладывать выполнение всех заданий на нейросети. Но избежать прогресса всё равно не получится, дети всё равно будут использовать ИИ. Задача родителей — показать, что нейросеть может объяснять сложные темы и помогать формировать правильный подход к учёбе. Для детей разных возрастов — свои методы.

Эксперт рекомендует знакомить детей с ИИ постепенно, начиная с младшей школы — в возрасте шести-десяти лет. Начните с простого объяснения, что это умный помощник, как калькулятор для математики, только предназначенный для различных задач. Поиграйте вместе в Quick, Draw! от Google — пусть ребёнок увидит, как компьютер учится распознавать рисунки. Затем расскажите, чем «умный помощник» может быть полезен школьнику при выполнении домашних заданий. Установите сразу границы: ИИ не должен выполнять работу за ученика, его задача — лишь облегчать и ускорять процесс, а думать должен сам ребёнок. Нейросеть может быть бесплатным репетитором, который помогает ученику лучше понять и запомнить материал. В частности, её удобно применять для:

— проверки правописания и пунктуации. Пусть ребёнок сначала напишет текст самостоятельно, а затем попросит нейросеть найти ошибки. Важно, чтобы искусственный интеллект не просто исправлял, а объяснял правила. Например, можно ввести запрос: «Проверь, правильно ли я написал это предложение, и объясни, почему здесь нужна запятая». В этом случае правило запомнится лучше.

— создания примеров для лучшего понимания. Если ребёнок не понимает, что такое эпитет, попросите ИИ: «Приведи пять примеров эпитетов к слову „солнце“ и объясни, почему эти слова можно назвать эпитетами». Чтобы закрепить новые знания, дальше ребёнок должен придумать свои примеры.

— создания и объяснения алгоритмов. Если новая тема оказалась сложной и непонятной, можно попросить ИИ, не давая готовый ответ, показать, как решать такие задачи шаг за шагом. После объяснения ребёнок должен решить похожую задачу самостоятельно. Такой подход действительно помогает закрепить материал, и ребёнок сможет уверенно продемонстрировать свои знания на уроке.

ИИ может существенно помочь в проработке школьных заданий, но использовать его стоит не сразу, а в тех случаях, когда возникают сложности или закончились идеи. Сначала ребёнок пытается справиться сам, а затем обращается к нейросети, чтобы она подсказала слабые места или помогла найти дополнительную информацию.Математик Алексей Савватеев. Неученья тьма. Математик Савватеев предложил «пересобрать» российскую школу Подробнее

Сочинение на «пять»

Ученикам средней школы (11-14 лет) ИИ поможет развить важный в современном мире навык — умение формулировать правильные запросы и критически оценивать ответы.

Ребёнок не справляется с написанием сочинений? ИИ поможет ему в этом быстро, используя метод «План — Черновик — Редакция»:

Ученик просит ИИ составить план творческой работы на тему «Образ Татьяны Лариной», указывая аспекты, которые важно раскрыть. ИИ предоставляет структуру, но не пишет текст за ученика. Далее школьник без посторонней помощи пишет черновик сочинения по этому плану. А затем передает работу на редактирование «помощнику». При этом он просит ИИ: «Проверь логику моего сочинения. Все ли аргументы убедительны? Что можно улучшить в структуре?» Но важно давать конкретные запросы, а не просто просить «перепиши красивее». Со временем ученик сможет писать сочинения не хуже, чем ИИ.

ИИ также поможет в написании исследовательских проектов. В этом случае эксперт рекомендует использовать метод «Научный ассистент».

Допустим, в школе задан проект по изменению климата. Можно задать ИИ вопросы: «Какие ключевые аспекты нужно рассмотреть в проекте по изменению климата для седьмого класса?»; «Где найти достоверные источники информации по этой теме?». После получения ответов ребёнок должен сам найти нужную информацию в рекомендованных источниках, прояснить непонятное с помощью ИИ (например, можно попросить нейросеть объяснить простыми словами, что такое парниковый эффект). А затем остаётся только написать материал своими словами.Яромир Хрыкин.Завоевание Яромира. Школьник из Москвы стал победителем олимпиады по ИИ Подробнее

Подготовка к ЕГЭ и поступлению

Для старшеклассников (15-18 лет) ИИ полезен тем, что может способствовать развитию аналитических навыков.

Для этого эксперт рекомендует использовать метод «Экспертная панель».

Для написания эссе или исследования школьнику можно предложить несколько промптов: «Какие аргументы „за“ и „против“» можно привести по теме…» и «Какие вопросы остаются спорными?». Ученик анализирует различные точки зрения и формирует собственную позицию.

Следующий метод — «Факт-чекинг». Важно объяснить детям, что ИИ может допускать ошибки и ссылаться на недостоверные источники. Поэтому каждую полученную от нейросети информацию необходимо перепроверять. Такой подход развивает критическое мышление, помогает формировать умение фильтровать поток новостей в интернете.

Специально просим ИИ написать текст на тему домашнего задания, после чего подросток самостоятельно:

— проверяет все факты и даты;

— находит спорные утверждения;

— добавляет ссылки на реальные источники;

— переписывает своими словами с учётом найденных неточностей.

Пусть подросток формулирует свою позицию по теме, а затем просит ИИ опровергнуть её, задавать уточняющие вопросы и находить слабые места в ответах. Такой формат помогает не только запоминать материал, но и защищать свою точку зрения, что особенно важно на устных экзаменах и при поступлении.

Ну, и, конечно, для выпускников, как и для младших школьников, ИИ может выступать в роли «персонального репетитора». Важно только максимально точно сформулировать запрос. Например, если в сложной теме не получается разобраться, достаточно попросить ИИ: «Объясни решение этой задачи по физике так, как будто я совсем не понимаю тему». Затем: «Дай мне пять задач на эту тему с возрастающей сложностью». И, наконец: «Проверь моё решение и укажи, где ошибка в логике».Модель перевернутого класса представляет собой подход, при котором студенты получают основную теоретическую информацию дома, обычно через видеоматериалы или другие цифровые ресурсы.Инновационные методики. Эксперт рассказал о применении ИИ в образовании Подробнее

Думайте самостоятельно, решайте самостоятельно

Но есть универсальные правила для людей любого возраста. Чтобы ИИ действительно приносил вашим детям пользу, при работе с ним следует:

1. Быть честным (применять цитирование). Если использовался ИИ, необходимо указать это в конце работы: «При подготовке использовалась та или иная нейросеть для проверки грамматики и генерации примеров».

2. Проверять понимание темы. Может ли ребёнок объяснить младшему брату то, что написал с помощью ИИ? Если нет, значит, он просто скопировал ответ, не усвоив тему.

3. Правило трёх «почему». После ответа ИИ нужно задать нейросети три уточняющих вопроса «почему». Это развивает критическое мышление.

«Можно сказать ребёнку, что ИИ — это как велосипед. Он помогает добраться быстрее, но крутить педали нужно самостоятельно, — говорит Натэла Зубченко. — В жизни важно научиться „ездить“ самому, без помощников. Но в то же время, почему бы не пользоваться помощью, когда она действительно нужна — на сложных участках дороги. Так же и с ИИ — если он выполняет задание за школьника, ребёнок не научится мыслить самостоятельно».

Источник
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы